Представиться системе:

Разделы


Инкрустация металлом


Инкрустация — это украшение одного металла другим.

Инкрустация, по Толковому словарю С.И. Ожегова,— это ук­рашения (узоры, рисунки), врезанные в изделия из иного ма­териала. Например: шкатулка с перламутровой инкрустацией (украшением из перламутра), рукоять с инкрустацией (украше­нием из слоновой кости), серебряное блюдо, инкрустирован­ное (украшенное) золотом. А инкрустировать (см. там же) — значит «врезать во что-нибудь инкрустацию»: например, инкру­стировать мебель, то есть украшать какими-либо врезками из иного материала или врезать в мебель украшения из иного материала.

Столь длинное лингвистическое вступление не случайно. Оно просто необходимо, поскольку мастер художественной обработки металла должен не только обладать настоящим ма­стерством, но и грамотно называть предметы и процессы сво­ими именами. Известны случаи употребления того или иного слова как термина многими мастерами, а то и династиями ма­стеров по металлу, но при этом смысл и значение употреб­ленного слова искажены, что абсолютно неоправданно. В ли­тературе по художественной обработке металлов инкрустацию нередко называют «насечкой». Но любого человека, не зна­комого с этим видом декоративной работы с металлом, подоб­ный термин несколько настораживает. И действительно, сло­во «насечка» имеет определенное значение. Прибегнем снова к толковому словарю:

 «Насечь — 1) вырезать на поверхности;

2) покрыть поверхность нарезами».

Соответственно, «насечка — насечь в 1 значении; зарубка, нарезка, узор по металлу». Сле­дует помнить, что инкрустация — это украшение из иного ма­териала, врезанное, залитое, вмонтированное в изделие, из­готовленное из основного материала, что не является насечкой на изделии какого-либо украшения.

Суть инкрустации металлом состоит в противопоставлении основного металла, или металла изделия, металлу вставляе­мого украшения по цвету. При данном виде художественной об­работки металла художественная красота изделия достига­ется цветовым различием металлов.

Инкрустация — это один из видов искусства, предметом ко­торого является металл (также, как в ювелирном, чеканном, ажурном и в других видах художественной обработки металла). При инкрустации металлом заполняется углубление в виде узора, орнамента или другого рисунка, полученное на изделии путем гравировки, чеканки или травления.

Кроме инкрустации твердыми металлическими украшени­ями черного металла выемки, полученные механически или химически, заполняют расплавленной медью, латунью, други­ми цветными сплавами. Заливку можно осуществить прямым наплавлением при помощи газовой горелки. После этого из­лишки заливки удаляют шабером.

Узоры, полученные травлением, золотят, покрывая их зо­лотым эфиром, который готовится таким способом: в стеклян­ной посуде с такой же пробкой растворяют золотую стружку в «царской водке» в равной пропорции с Эфиром. Смесь по­сле тщательного взбалтывания должна отстояться до полно­го отделения эфира, вобравшего в себя растворенное золо­то, от кислотной смеси, осевшей под ним. Эфир, пропитанный золотом, сливают и наносят на узоры. Эфир улетучивается, а оставшаяся на обезжиренном черном металле золотая соль обретает блеск золота и при нагревании прикипает к выемке.

Завершающей операцией такого вида работ является поли­ровка.

Также инкрустацию золотом можно иммитировать, изгото­вив сплав, называемый «американское золото». В него входят (в частях):

—            медь — 100;

—            олово —17;

—            окись магния — 6;

—            винный камень — 9;

—            нашатырный спирт — 3,6;

—            негашеная известь —1,6 частей по массе.

Инкрустирование возможно не только металлом, но и инкрустационной массой. Это сургучи, окрашенные теми или иными строительными оксидами (оксидами металлов). Изготавлива­ют сургучи на водной и спиртовой основе. При изготовлении на водной основе растапливают 1 часть воска, добавляя в него 4 ча­сти тщательно растолченной канифоли, и уже в эту смесь всы­пают 1 часть мела и приблизительно 2 части пигмента, тщатель­но перемешав. При изготовлении массы на спирте истолченный сургуч растворяют в спирте до образования сургучной пасты, которой и заполняют инкрустируемый рисунок. Ненужные ча­стицы застывшего сургуча снимают наждаком, а чтобы матовой инкрустации вернуть блеск, ее вновь нагревают до оплавления или глянцуют спиртовым тампоном.

 

 

Источник: С.В. Ухин «Художественная обработка металлов»

Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.