Представиться системе:

Разделы


Этнографическое значение сердолика в Средней Азии


Халцедон (одна из разновидностей кварца) объединяет несколько минералов, отличающихся по внешнему виду (цвету, рисунку, полосчатости): агаты, карнеолы, хризопразы, ониксы, собственно халцедоны и – сердолики. Последние, также различались по внешнему виду и цвету, имеют научные названия: сардер (красно-бурый), сард(красновато-красный), сардоникс (коричнево-красный с ровной полосчатостью), карасоник (с красными и белыми полосками) и сердоликовый оникс с чередующимися слоями (ярко-красные или красно-желтые с молочно-белыми).

Именно такие сердолики – красные различных оттенков и полосатые – были издревле распространены в Средней Азии. Современные исследователи свое понимание камня – как «живого существа» в космической природе, с различной энергией влияющего на человека, – чаще всего представляют новейшим открытием. Однако народное восприятие цветного камня (причем, системное – как взаимодействие между человеком и определенной энергией) было известно в глубокой древности, выражаясь в конкретных направлениях.

Так, благодаря кристаллам (камням) и совершенству геометрических форм пирамид, египтяне связывались с космическими силами. Библейский человек соединялся с Богом с помощью нагрудной пластинки из 12 камней, носимой против сердца. Американские индейцы диагностировали и лечили больных «видящим камнем» (кристаллами кварца и сердоликом). Многие народы (например, сибирские) воздействие (излучение) камня (планет, земли) усиливали синхронными приемами, вибрацией звуков (пением, музыкой) и движений (танцами), соотносимыми с функциональным состоянием участников религиозных и культовых обрядов.  Современные минералоги определяют сердолик, особенно, – его слоистые (то есть с деформированным или усложненным строением) разновидности, как камень, наиболее воздействующий на человека.

Подобные свойства сердолика, несомненно, были известны и древнейшему населению Средней Азии (его находят при раскопках археологических памятников); судя по нашим этнографическим материалам, значимость этого камня продолжает сохраняться в регионе и ХIХ-ХХ веках.
Слово «сердолик» (греческое «сардион») соответствует понятию «цвета» жизни – желто-красному, высокому статусу человека (духовному или социальному), что достигается, якобы, благодаря здоровью, даруемому Всевышним через камень – сердолик, и луч-цвет (алый или розовый). И камень, и свет/цвет имеют одно обозначение: «хакик-акик» и «акики» (оба слова сохраняют свое значение и в таджикско-персидском и в тюркских языках).

Сердолик сопровождает человека всю жизнь, с рождения до смерти, а также и после нее. «Сердоликовый» праздник акика устраивают по случаю рождения ребенка (особенно – первенца и последнего из детей). Родственницы дарят молодой матери и ребенку камни, прикрепляемые к люльке и тюбетейке малыша. Еще на свадьбу невесте подносили нагрудные украшения из семи низок бус разной длины, из нескольких (три-пять) перехватов которых центральный и правые обязательно были сердоликовыми. Украшение имело столь большое значение, что одалживание его бедным воспринималось как богоугодное дело, как поклонение святым.

Число сердоликов в доме увеличивали (или хотя бы много о них говорили) в период созвездия Льва (Шир, аль Асад), соответствующего примерно августу месяцу. В это время его покровитель, ангел Мурдод, усиливал воздействие питательных веществ и лекарств из растений хакиком (сердоликом). Для всех женщин считалось обязательным ношение сердоликового кольца, для любящих жен – особенно в месяц Овна (время закладки урожая, всяческого плодородия).

Ношение сердолика мужчинами также являлось обязательным. Однако, значение его было не оздоровляющего, а охранного свойства: это – важное средство для устойчивого единения человека с его родом, единения и биологического, и духовного. Поэтому мужчины хранили сердолик в поясных платках, укрепляя позвоночник, стержень силы своего потомства (рода).

Как «этнический определитель» значение сердолика выявлено нами сравнительно недавно; сведений в литературе об этом не обнаружено.
Определенные к настоящему времени: природно-хозяйственные районы, административные территории, социальная и этническая среда распространения сердолика, а также периоды и обстоятельства его использования – считаем первыми данными для дальнейшего серьезного исследования. Накопление и анализ материалов в этой области, очевидно, будут полезны как для решения ряда вопросов этнической истории, так и для правильной оценки знаний и разных аспектов культуры коренного населения Средней Азии – казахов и туркмен, таджиков, узбеков и других народов, известных здесь еще со второго тысячелетия до нашей эры.

А.А. Дубровина, Р.Я. Рассудова

 

Источник: http://talion.com.ua/2011/05/etnograficheskoe-znachenie-serdolika-v-srednej-azii/3/


Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.