Представиться системе:

Разделы


Статуарное литьё в XV — XX вв.


     Наиболее крупными в этом ряду отливок были конные статуи. Считают, что до XVII—XVIII вв. такие статуи изготавливали только по частям (рис. 120) с последующим скреплением (сваркой) в единое целое [32]. С этой точкой зрения, видимо, следует согласиться, хотя прямых доказательств применения такой технологии в античный период немного. До нас не дошло ни одного из подобных творений древних греков, а римлян представляет единственная конная статуя Марка Аврелия (см. рис. 93), изготовленная по частям. Правда, в музее Неаполя хранится еще бронзовая голова лошади, возможно, являвшейся частью крупной античной фигуры (рис. 121). Знаменитых греческих коней в Венеции также отливали по частям [32]: голова с шеей, корпус, ноги, хвост, челка, сбруя — всего 10 частей.
     Даже первые известные работы эпохи Возрождения — конные статуи Гаттамелате в Падуе 1455 г. (автор Донателло), Барталамео Коллеани в Венеции 1489 г. (А. Веррокио) и другие отливали по частям. И лишь Леонардо да Винчи, работавший над гигантской статуей миланского герцога Франческо Сфорца (высота около 8 м, масса около 50 т) предполагал отливать лошадь целиком.
     Леонардо занимался этим проектом по разным сведениям от 11 до 16 лет, с 1482 г. Им была создана восковая статуэтка памятника, сооружена его огромная глиняная модель. Проведены многочисленные эксперименты и теоретические изыскания, следы которых сохранились в различных рукописных «Кодексах» Леонардо. К сожалению, проект не был реализован в основном, видимо, по материальным причинам. Глиняная модель была разрушена солдатами короля Людовика XII, когда в Милан пришли французы (1499 г.).
     В 1977 г. американский скульптор и коллекционер Чарльз С. Дент решил воспроизвести коня Леонардо и подарить его итальянскому народу. За 16 лет он с друзьями сделал гипсовую модель в натуральную величину. К сожалению, в 1994 г. Дент умер, но созданная им в 1984 г. фирма Leonardo Da Vinci Horse Inc. 1 августа 1995 г. передала гипсовую модель фирме Tallix Art Foundry. Предполагалось за два года увеличить модель с 2,44 до 7,32 м и изготовить бронзовую отливку (Modern Casting. 1995. № 10. P. 20).
     Однако вернемся к самому Леонардо. За годы работы над статуей Леонардо неоднократно обсуждал отдельные детали проекта со своими современниками — скульпторами и литейщиками. Многие видели отдельные этапы работы в натуре [33], поэтому его работа не прошла бесследно. Она отражена в определенной мерс в книгах Берингуччио (1540 г.) [34] и Вазари (1550 г.) [35]16.

 Схема отливки по частям крупной конной литой скульптуры [31]

Рис. 120. Схема отливки по частям крупной конной литой скульптуры [31]

     Во всяком случае, говоря о технологии изготовления литых статуй, Вазари описывает вариант литья их целиком, даже не упоминая об их возможном разделении на части. Приведем краткое описание процесса изготовления формы для цельнолитой статуи, сопровождаемое рисунками отдельных этапов (рис. 122) из работы [36]. Итак, вначале делают статую из глины в натуральную величину со всеми подробностями, т.е. то, что называется моделью. По ней изготавливают части формы из гипса, каждая из которых может быть снята с модели без ее разрушения — это негативные отпечатки частей модели (рис. 122, 1). Для разборки формы модель и границы между частями смазывают маслом. Части маркируют, чтобы потом собрать из них целую форму. Затем собирают металлический каркас и на нем из глины, смешанной с конским навозом и паклей, изготавливают стержень. Формовку стержня проводят послойно, наращивая его и тщательно просушивая каждый слой. Конфигурацию стержня выверяют по гипсовым частям формы так, чтобы между формой и стержнем оставался зазор, равный толщине стенки отливки (рис. 122, 3).
     После этого по негативным гипсовым отпечаткам формы изготавливают части моделей из воска с добавкой небольшого количества скипидара и сала (рис. 122, 2). Толщина элементов модели соответствует толщине стенки отливки. Этими элементами восковой модели покрывают стержень, тщательно подгоняя их один к другому. Восковую оболочку отделывают и каждый элемент закрепляют на стержне медными гвоздями (рис. 122, 4).
     На готовой восковой модели выполняют литниковые каналы из воска и вбивают поперечные элементы арматуры, которые будут прочно соединять стержень с внешней оболочкой (рис. 122, 5). Наружнюю часть формы также делают из глины с конским навозом и паклей. Состав постепенно наносят на предварительно покрытую влажной золой восковую модель (рис. 122, 6).

Голова лошади. Бронза. III в. до н.э. Неаполь, Археологический музей [10]

Рис. 121. Голова лошади. Бронза. III в. до н.э. Неаполь, Археологический музей [10]

Некоторые этапы (1-10) изготовления литых статуй по Вазари [36]

Рис. 122. Некоторые этапы (1-10) изготовления литых статуй по Вазари [36]

     Форму тщательно просушивают, воск вытапливают (рис. 122, 7) и зарытую в землю форму заливают жидким металлом (рис. 122, 8). После затвердевания и охлаждения отливки следуют отделочные операции. Ковш на рис. 122, 8 показан ошибочно: в то время крупных литейных ковшей еще не было, и металл в форму поступал прямо из печи (печей) по специальным каналам, как показано на рис. 51. Но средства для возможности перемещения крупных форм, их опрокидывания (рис. 122, 7) были. Чтобы форма при этом не разрушалась, ее снаружи буквально упаковывали в железный каркас, соединенный с каркасом оболочки и стержня. Представление о такой упаковке дает знаменитый эскиз Леонардо части формы коня (рис. 123). На нем, кстати, видно число кусков этого элемента формы.
     Из описания Вазари следует, что в его время литейщики нашли такие составы для материала формы, которые существенно улучшали качество поверхности отливок и снижали трудоемкость необходимых отделочных операций. В отличие от мастеров античности, натуральный цвет неокислеиной бронзы не устраивал этих скульпторов, и отливки специально темнили маслом или уксусом, а иногда даже красили черным лаком.
     Одной из первых цельнолитых конных статуй в Европе был памятник королю Франции Людовику XIV скульптора Ф. Жирардона, литейного мастера Ж. Б. Келлера (1698 г.). Она имела высоту 6,25 м и массу 26 т. Монумент стоял на Вандомской площади Парижа и был уничтожен во время Великой Французской революции. Сохранилась лить его маленькая копия в Лувре. Похожий конный памятник королю Людовику XV скульптора Э. Бушардона стоит в Париже на площади Согласия (1765 г.). Описание технологии изготовления этих статуй сделали Д. Боффранд в 1743 г. [37] и П. Ж. Мариэтте (1768 г.) [13].
     Вообще, в XVIII—XIX вв. крупные статуи достаточно часто отливали целиком. Был распространен этот способ и в России. Конечно, в разных странах и даже у конкретных мастеров технология его имела некоторые различия, особенно это касается используемых материалов, техники выполнения отдельных операций. Но набор принципиальных операций и их последовательность чаще всего были одинаковыми.
     Рассмотрим основные технологические приемы производства цельнолитых статуй в этот период на трех примерах, взятых не в хронологической последовательности, а по принципу увеличения размеров и усложнения конструкции отливок. Две из них — работы выдающегося русского мастера художественного литья В. П. Екимова (1756—1838 гг.), заведовавшего Литейным Домом Академии Художеств России более 20 лет. Только с 1801 по 1815 гг. он отлил из бронзы 12 огромных статуй, 5 статуй в натуральную величину, 12 больших ваз, 3 огромных бюста, большое количество барельефов и много отливок для строящегося Казанского собора [13]. Бронзовая фигура князя Владимира Святого стоит в нише северного входа Казанского собора в Санкт-Петербурге (рис. 124). Там же, в других нишах, находятся статуи Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского — все работы В. П. Екимова. Другой монумент — памятник гражданину К. Минину и князю Д. Пожарскому по проекту русского скульптора И. П. Мартоса (1754—1835 гг.) установлен в 1817 г. в Москве на Красной площади лицом к Кремлю перед зданием Торговых рядов, бывших на месте ГУМа (рис. 125). Высота скульптуры 4,5 м, масса 13 т. В 1930 г. для удобства проведения парадов и демонстраций памятник передвинули к Покровскому собору, где он стоит сейчас.

     В тот же период (1931 г.) были разобраны Иверские ворота на Красную площадь, восстановленные в 1995 г. В настоящее время высказывают предложение вернуть и бронзовый монумент на прежнее место. И, наконец, — памятник Петру I работы итальянского скульптора К. Б. Растрелли (1675-1744 гг.), стоящий с 1800 г. перед Инженерным замком в Санкт-Петербурге (рис. 126).

Куски формы головы лошади, скрепленные арматурой из железа. Мадридский кодекс Леонардо [32, лист 157]

Рис. 123. Куски формы головы лошади, скрепленные арматурой из железа. Мадридский кодекс Леонардо [32, лист 157]

Статуя Владимира Святого. Скульптура Пименова. Литейный мастер В. П. Екимова. Бронза. 1815 г. Санкт-Петербург [13, 38]

Рис. 124. Статуя Владимира Святого. Скульптура Пименова. Литейный мастер В. П. Екимова. Бронза. 1815 г. Санкт-Петербург [13, 38]

Памятник гражданину К. Минину и князю Д. Пожарскому. Скульптура И. П. Мартоса. Литейный мастер В. П. Екимов. Бронза. 1816 г. Москва [38]

Рис. 125. Памятник гражданину К. Минину и князю Д. Пожарскому. Скульптура И. П. Мартоса. Литейный мастер В. П. Екимов. Бронза. 1816 г. Москва [38]

     К. Б. Растрелли, отец знаменитого впоследствии российского архитектора В. К. Растрелли, был одним из лучших скульпторов того времени. В 1716 г. он по приглашению Петра 1 приехал из Парижа в Петербург для ведения архитектурных и скульптурных работ и проработал в России до своей кончины. Модель памятника Растрелли выполнил еше при жизни Петра I в 1725 г., но изготовление статуи завершили уже после смерти скульптора.
     Описание технологического процесса изготовления памятника Петру I, к сожалению, не сохранилось. Однако, учитывая, что его авторы работали во Франции, а сама композиция скульптуры была традиционной, весьма похожая па памятники Людовикам XIV и XV, можно воспользоваться, как и сделал Н. Н. Рубцов [13], имеющимися материалами по изготовлению статуй этих королей. О методах работы в России В. П. Екимова представление можно получить по книге тогдашнего президента Академии Художеств П. П. Чекалевского «Опыт ваяния из бронзы одним приемом колоссальных статуй». Н. Н. Рубцов полагал, что эта книга во многом продиктована самим Екимовым, хотя и содержит отдельные неточности.
     Процесс производства художественных отливок требует участия не только мастера-литейщика, но и самого автора скульптурного произведения или квалификации скульптора у литейщика, и наоборот. Например, известный русский литейный мастер П. К. Клодт, ученик В. П. Екимова, обладал такой комплексной квалификацией. Он единственный автор знаменитых композиций с конями на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Его отливки отправляли в подарок королям в Берлин и Неаполь [38, 40]. Были и другие подобные примеры.
     Приведем некоторый обобщенный вариант литья упомянутых статуй, технологические процессы изготовления которых имело много общего. Итак, модель памятника из глины, изготовленную скульптором, устанавливали на полу литейной на постаменте. Н. Н. Рубцов считает, что модель — гипсовая [38], хотя по глине скульптору работать удобнее. Есть специальная технология литья гипсовых статуй по моделям из других материалов, в том числе — из глины [44). Литейный мастер намечал и расчерчивал участки поверхности модели для изготовления гипсовых кусков формы, которые могли быть сняты с модели без разрушения. Участок модели предварительно смазывали жировым разделительным составом. Гипс, разведенный до сметанообразного состояния, наносили слоями и после его схватывания кусок снимали, придавали ему ножом по краям надлежащую форму. Когда кусок окончательно затвердевал, его ставили на место и аналогично делали следующий на пограничном участке модели (рис. 127).

Вариант изготовления гипсовой кусковой формы статуи Людовика XV по Мариэтте [13]

Рис. 127. Вариант изготовления гипсовой кусковой формы статуи Людовика XV по Мариэтте [13]

     После того, как вся поверхность модели была покрыта кусками, несколько смежных кусков (пять-шесть) покрывали снаружи через разделительный состав тем же способом новым гипсовым слоем — гипсовой раковиной. Ее можно армировать для прочности железной проволокой. Таким образом, вся поверхность модели оказывалась покрытой, в отличие от варианта, описанного Вазари, двумя разборными слоями: внутренним, образующим профиль отливки, и наружным (кожухом) с меньшим в 5—6 раз числом кусков. Такая конструкция гипсовой формы увеличивает точность последующих операций ее сборки.

     После изготовления кожуха гипсовую форму разбирали: сначала наружный слой, затем внутренний. На лицевую поверхность гипсовых кусков внутреннего слоя формы после предварительного смазывания ее жиром наносили материал восковой модели толщиной, равной толщине стенки будущей отливки. Теперь можно было приступать к изготовлению стержня, выполняющего внутреннюю полость отливки. На решетчатом постаменте монтировали металлический каркас для будущего стержня. Каркас состоял из железных кованых полос и проволочной арматуры (рис. 128). Большую часть его элементов потом удаляли из готовой статуи. Те, что оставались в отливке, увеличивали ее прочность. Особенно это касается опорных элементов статуи (ног лошади), тонких выступающих частей (крест Владимира) и т.д. Отдельные части каркаса выступали за пределы очертания скульптуры, они обеспечивали жесткое скрепление стержня и наружной оболочки формы.
     Далее, по Чекалевскому [38|, вокруг каркаса стержня собирали модель из восковых слепков, изготовленных по гипсовым кускам (у Вазари восковые слепки крепили на готовом стержне). В рассматриваемом случае непонятно, зачем предварительно нужна была (также по Чекалевскому) двухслойная гипсовая форма, если ее не пришлось собирать (может быть это и есть одна из неточностей, о которых говорил Рубцов).
     Для конных статуй вокруг каркаса производили сборку гипсовой формы со слоями восковой модели. На ранних стадиях при изготовлении статуи Людовика XIV форму собирали последовательно снизу в несколько приемов — ярусами. Также в несколько приемов изготавливали стержень из влажной смеси, включающей гипс, толченый кирпич и др. После заполнения полости формы очередного яруса стержневой смесью ее высушивали. Далее возводили новый ярус формы и наращивали стержень и т.д.
     Позже, уже при изготовлении статуи Людовика XV, гипсовую форму собирали целиком и затем через отверстия в верху формы (голова всадника, лошади, другие верхние части скульптуры) заливали текучий стержневой состав (рис. 129). На рисунке видно, что стержневую смесь подавали в полость формы через три отверстия. Чтобы повысить жесткость кусковой гипсовой формы, ее укрепляли деревянными распорками.
     Через несколько часов, когда стержневая масса затвердевала, приступали к разборке гипсовой формы: сначала удаляли гипсовый кожух (раковины), а затем куски внутреннего слоя, причем, восковый слой оставался на стержне. Этот слой тщательно осматривали, скульптор исправлял поврежденные места и отделывал восковую модель.

Конструкция металлических каркасов стержня крупных статуй: а — каркас статуи князя Владимира [38]

Рис. 128. Конструкция металлических каркасов стержня крупных статуй: а — каркас статуи князя Владимира [38]

б. Каркас статуи короля Людовика XV по Мариэтте [13]

Рис. 128,б. Каркас статуи короля Людовика XV по Мариэтте [13]

     К исправленной восковой модели (на расстоянии 50—75 мм от нее) литейный мастер прикреплял систему восковых труб — моделей литников и выпоров, а также каналов для выпуска из формы расплавленного воска (рис. 130).
     В отличие от варианта на рис. 122, в данных случаях воск удаляли из формы без ее поворота и для этого использовали не литниковую систему, а специальные каналы, выходящие вниз. Для заливки металла в форму таких крупных отливок с относительно небольшой толщиной стенок необходима была разветвленная литниковая система. Например, статую Минина и Пожарского заливали через 12 стояков, распределявших металл по 300 литниковым каналам, а статую Людовика XV заливали через 200 каналов [31]. На рис. 130, 2, выполненном скульптором И. П. Мартосом, видимо, допущена неточность, так как, по данным [43], щит отливали отдельно. Литниковая система статуи князя Владимира состояла из трех стояков с отходящими от них питателями и двух выпоров с разветвлениями. У монумента Минину и Пожарскому было семь выпоров — главных каналов для выхода воздуха из формы.

Заливка в гипсовую форму статуи короля Людовика XV стержневой массы по Мариэтте [13]

Рис. 129. Заливка в гипсовую форму статуи короля Людовика XV стержневой массы по Мариэтте [13]

Восковые модели статуй с системой каналов:

Рис. 130. Восковые модели статуй с системой каналов:
1 — князя Владимира [38]; 2 — Минина и Пожарского [38]; 3 — короля Людовика XV по Мариэтте [13]; а — восковая модель; б — каналы для удаления воска; в — литниковая чаша; г — каналы для удаления воздуха; д — литниковые стояки

3

Рис. 130, 3

     От стояков (каналов для подачи металла в форму) питатели подходят к модели снизу вверх, обеспечивая плавное, без разбрызгивания поступление металла в форму и улучшение качества отливки. В этом случае, пока стояк не будет заполнен металлом до соответствующего питателя, расплав в форму по этому питателю не попадет. У каналов для удаления воздуха наоборот — ответвления отходят от моделей снизу вверх, что облегчает полное вытеснение воздуха из формы при заливке металла.

 

Источник: МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ. Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. УРСС. М., 1997


Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.