Представиться системе:

Разделы


Тиснение


Тиснение

 

Как и чеканка, одним из древнейших видов художественной обработки металла является тиснение (тюркск.-басма). Суть его состоит в следующем: на какой-либо рельеф накладывается тонкий лист цветного или драгоценного металла, поверх него - свинцовая пластина, далее следует выколотка. Заполняя под ударами молотка углубления рельефа, свинец растягивает, прижимает к рельефу мягкую фольгу, которая в точности его копирует.

Сказанное, однако, касается работы с готовым рельефом. Если же мастер решил создать оригинальное произведение, то ему придется изготавливать матрицу. Для этого из гипса или дерева делается модель по рисунку. На отлитой из гипса или вырезанной из дерева по заданному размеру плите или дощечке вырезается желаемый рисунок (орнамент). По модели матрицу отливают из бронзы или цинка, на нее накладывается цветная фольга из меди, латуни или алюминия и производится выколотка. Изделия методом тиснения практически не отличаются от литья. А поскольку на них идет гораздо меньше металла, выгода этого метода очевидна. Тиснением, как и литьем, можно получать большое количество одинаковых изделий. Тиснение близко и чеканке. Нередко мастера сочетают эти два вида художественной обработки металла: тиснение выступает как фон для чеканного рельефа.

 

Технология тиснения

 

Полосы фольги из цветного металла толщиной 0,2-0,3мм скатывают в рулоны, накаливают - докрасна и окунают в холодную воду - после этой операции металл становится более пластичным, очищенным, словом, готовым к обработке (это касается меди и ее сплавов), а алюминий разогревают до почернения нанесенной на него мыльной полоски. Из гипса или строительного алебастра приготавливают раствор на воде в соотношении в частях: 9:7, предварительно смазав рельеф вазелином, чтобы гипс не прилипал к нему. Гипсовую модель после снятия с рельефа для сохранности и предохранения ее от влаги покрывают лаком. Матрицу отливают открытым способом в опоке с формовочной смесью, в которую вдавливают талькированную модель. Состав смеси таков: 9 частей речного песка, 1 часть сухого глиняного порошка и пол части воды. Смесь должна быть утрамбована на одном уровне с верхом модели и бортами опоки: После извлечения модели из опоки в формовочной смеси должен остаться четкий обратный рельеф - контррельеф, в который и заливают расплавленный металл для получения матрицы; матрицу доводят до рабочей кондиции штихелем или чеканом, поскольку в ней могут быть нежелательные впадинки или выступы. Далее из свинца следует изготовить контррельефный пуансон, который в точности повторяет матрицу. Уложив фольгу на матрицу, а сверху контррельефный пуансон, равномерным и ударами киянки получают задуманный оттиск.

 

Художественное литьё  Авт.-СОСТ. С.В. УХИН.


Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.