Представиться системе:

Разделы


Комбинированная обработка металла


дивидуальный мастер художественной обработки металла на определенном этапе развития, не ограничивается созданием изделий в каком-то одном виде работы с металлом. Творческая фантазия подталкивает художника на создание произведений из металла, позволяя использовать при этом сразу две или несколько техник металлической обработки. Здесь многое зависит от его художественного вкуса: насколько гармоничной будет сочетаемость элементов, деталей, фрагментов и самих металлов, из которых они изготовлены ковкой или литьем, чеканкой или просечкой; насколько удастся ему цветовая гамма комбинированного изделия - кованой ограды с элементами литья, кованной решетки с чеканными вставками или чеканки с просечным ажурным орнаментом.

Изделия из цветных или драгоценных металлов получают в комбинации чеканной техники и тиснения (басмы). Сам процесс тиснения предполагает использование чеканных инструментов при обработке матрицы из бронзы или цинка и при доведении изделий до готовности рельефа, а также при декоративной обработке тисненного орнамента.

А в ювелирных изделиях используются элементы художественного литья.

Просечная техника применяется не только как самостоятельный вид узорной обработки листового металла, но и в комбинации с другими видами художественной обработки металла.

Накладные элементы просечного декора используются для украшения изделий, полученных методом ковки или литья, а также чеканных произведений.

Просечной орнамент красиво дополняет чеканку, ковку или литье.

При изготовлении предметов в просечной технике могут применяться чеканные инструменты и приемы чеканки, и наоборот. Для придания просечному рисунку завершенности его контур проходят пурошником с тыльной стороны. Или может быть так, что в чеканно-просечном изделии основной орнамент является чеканным рельефом, а фоном - просечной ажур.

Это же касается столь популярного вида художественной обработки металла - чеканки. Хотя, естественно, что главная цель чеканщика - создание самостоятельных, то есть собственно чисто чеканных произведений.

Вы, наверное, не раз замечали, как украшают чеканные вставки из цветных металлов художественную кованую решетку или витые лестничные перила. Как украшают кованые перила из вороненной стали чеканные накладки из золотистой латуни. Или фигурное литье из алюминия - железную ограду. Такие аппликации можно выполнить техникой, близкой басме: на контур из прутка черного металла; пустота заполняется цветной вставкой, которая крепится струбцинами к гнутому канту определенной формы, и киянкой осаживают цветную пластину; после осадки струбцины снимают, чеканку обрезают по прутковой рамке, обвальцовывают по краям и впаивают в нее. Более простой способ - крепление чеканкой накладки непосредственно на прутья решетки. Если за решеткой нужно что-то скрыть (хотя бы частично), чеканка уже не только украшение, но функциональный защитный элемент. Украшенные таким образом просечные фронтоны, ставни окон, коньки на крышах, навершия дымовых или воронки водосточных труб не только исполняют свои основные функции, но и одновременно радуют глаз своими эстетическими формами.

Рис. 21. Кованая лестница с перилами (гнутье, литые элементы)

 

Сочетаемость различных деталей из черных и цветных металлов и сплавов еще более гармонична и красива в витражах на солнце и в светильниках при включенных лампочках.

Представьте: черный кованый металл, фигурное гнутье, тонированное в синий цвет, чеканные вставки из красной меди, алюминиевый литой центральный декор и цветные стекла. Богатейшая цветовая гамма бликов и переливов на ярком свету. Или - кованная медь, тонированная в шоколадный цвет, и сетчатая золотистая латунь - в одном изделии, в трехплафонной люстре.

Конечно, это очень трудоемкая работа, изделие сложное, включает элементы разных видов художественной обработки металла - ковки, гнутья, витой сетчатой пайки. литья.

Технология сетчатой пайки. Заготовки: гипсовый шаблон по форме плафона, проволока для каркасов секций стакана 3-4 мм в диаметре, завитки

Рис. 22. Элементы стакана - наборные сетчатые лепестки плафона

 

из тонкой латунной проволоки, которые должны плотно прилегать по всем радиусам изгибов шаблона и соприкасаться как минимум в трех точках друг с другом. Посаженные на нитроклей и обвязанные проволокой, завитки паяются оловянно-цинковыми припоями, после припаивается каркас секции. Затем готовые (пропаянные) секции собираются в плафон.

Создание лестничных или балконных перил требует большого количества одинаковых деталей. Рационально их отливать и сочетать

Рис. 23. Голова павлина (чеканка, ковка, литье)

коваными узлами. Обычно отдается предпочтение чугунному литью. Однако можно использовать и алюминиевый сплав, которому при необходимости придается черный цвет. Литой элемент крепится на прутьях заклепкой по центру. Заклепка фигурная является самостоятельным декором. При закреплении литейной накладки на кованую сталь методом сварки в литейную форму вставляют стальную шпильку, которая срастается с заливкой, а в решетке в месте крепления отливки сверлят для шпильки сквозное отверстие. С тыла это отверстие глубоко зенкуют, вставляют шпильку и в месте зенковки заваривают и шлифуют вровень с решеткой. Литые накладки, из мягких сплавов очень просто крепятся саморезами: также в пруте просверливается сквозное отверстие, а в отливке - глухое, в которое и ввинчивают саморез с тыльной стороны.

Любые соединения в комбинированных композициях должны отвечать двум требованиям: быть надежными и красивыми, не нарушающими целостность произведения в различных техниках.

Оконные, дверные, каминные решетки могут быть как цельными, так и двустворчатыми и многостворчатыми; квадратными, прямоугольными, со скругленными углами; по технике исполнения - гнутыми, кованными, литыми, а также комбинированными - ковка и гнутье; ковка и чеканка; ковка и литье; чеканка, ковка и литье и т.д.

Настоящими шедеврами сложной художественной обработки металла являются также подсвечники (в объединенной технике - литье, ковка, чеканка), рамы для зеркал, кованая мебель с накладным литьем или чеканными украшениями, металлический декор в архитектуре.

Рис. 24. Люстра в технике сетчатой пайки, гнутье

 

 

Художественное литьё  Авт.-СОСТ. С.В. УХИН.


Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.