Представиться системе:

Разделы


Правка ювелирных изделий


Правкой называют исправление искаже­ний, полученных в процессе обработки метал­лов. Кроме различного вида заготовок, прав­ке подвергаются детали изделий и сами изде­лия. Заготовительный цикл предусматривает правку отдельных полуфабрикатов в процессе штамповки деталей ювелирных изделий, и в этом случае правка считается операцией штамповки. Во всех других случаях полуфаб­рикаты и изделия подвергаются ручной прав­ке в процессе монтировки ювелирных изде­лий. Особенностью этой операции в отличие от слесарной являются малые размеры загото­вок и драгоценность обрабатываемого метал­ла, которому не только нужно придать опреде­ленную форму, но и сохранить качество по­верхности заготовки. Этим объясняется то, что основным ударным инструментом явля­ются текстолитовые молотки различных раз­меров и форм. Деревянные ручки текстолитовых молотков не отличаются от обычных металлических. Подкладочным инст­рументом служат флахайзены — стальные (каленые) правочные плиты или плоскость шперака, рабочая поверх­ность которых должна быть хорошо прошли­фована и оберегаться от забоин и глубоких царапин.

Правка листовой, ленточной, прутковой за­готовок производится на флахайзенах тексто­литовыми молотками круглого или прямо­угольного профиля. Размеры флахайзена и молотка выбираются в зависимости от толщи­ны или сечения заготовки.

Правка проволочной и трубчатой загото­вок проходит совершенно иначе — как бы вы­тягиванием их. Один конец заготовки зажи­мают в настольных тисках, а за другой ее ко­нец цицангами слегка вытягивают натянутую проволоку или трубку. Губки тисков должны иметь мелкую насечку, чтобы не перекусы­вать даже тонкую (0,2—0,3 мм) проволоку. Длинная толстостенная трубчатая заготовка правится вытяжкой на установке с цепным натягом, такая же, но короткая заготовка — легкими ударами текстолитового молотка на деревянной основе.

Правка плоских деталей ювелирного из­делия — накладок, рантов н др. осуществляется при помощи специального пуансона с пло­ским бойком, по которому наносятся удары металлическим молотком. Такой пуансон юве­лиры называют «правка», боек его должен быть закален и отшлифован. В качестве осно­вы используют флахайзены или шперак.

Аналогично правке плоских деталей прохо­дит правка боковых сторон колец. Выравни­вая с боков спаянную на шинку (ободок кольца) заготовку или обручальное кольцо, как и в предыдущем случае, пользуются пу­ансоном — «правкой», но в случаях, когда одновременно необходимо выправить и кри­визну отверстия кольца, пользуются сталь­ным шариком. Диаметр шарика должен обязательно превышать внутренний диаметр об­рабатываемого полуфабриката.

При монтировке ювелирных изделий прав­ке приходится подвергать и выпуклые (по­лые) детали. Трудность выполнения этой oперации заключается не только в том, чтобы не промять заготовку, но и в том, чтобы не стереть имеющуюся на ее поверхности разметку. Правят такие детали текстолитовым или деревянным молотком на флахайзене или шпераке. Сначала заготовка простукивается по всей поверхности, а затем по контуру до полного прилегания к плоскости.

Для придания кольцам правильной внут­ренней окружности их тоже подвергают правке. Правят кольца текстолитовым молотком на ригеле — стальном конусе. Ри­гель имеет рабочую часть и ручку. Рабочая часть длиной 200—250 мм имеет вид усечен­ного конуса, малый диаметр которого 10— 15 мм, большой — 20—24 мм. Длина ручки 20-100 мм, диаметр — 20-25 мм. Обычно, для того чтобы ручка не скользила, на ней делают накатку. Гладкие кольца, не имеющие напаек, правят равномерными ударами молот­ка по всей окружности, перемещая удары в сторону утолщения. После полного прилега­ния одной из сторон кольца к поверхности ригеля кольцо снимают, насаживают другой стороной и продолжают правку. Кольца, име­ющие каст (оправу для камня), начинают править от каста в одну и другую сторону, сначала сверху, затем снизу. Во избежание перекосов все кольца правятся с обеих сторон.

До правки все заготовки обязательно отжигают, а иногда это делают и дополнитель­но в процессе правки.

 

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975г.


Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.