Представиться системе:

Разделы


Изготовление филигранных изделий


Филигранными называют изделия, изго­товленные из тонкой проволоки — гладкой, крученой, вальцованной и невальцованной,—образующей сложные кружевные узоры (рис.107). Филигрань — один из очень ста­рых и распространенных видов ювелирной техники, до сегодняшнего дня вызывающий восхищение у любителей и знатоков ювелир­ного и прикладного искусства. Изделия, из­готовленные филигранью, охватывают почти все виды украшений и предметов быта. Раз­личают ажурную и фоновую, или напайную филигрань.


Ажурной филигранью называют кружев­ной узор, с хорошо просматривающимся сквозным рисунком. Ажурная филигрань бы­вает плоской и объемной. К плоской относят­ся броши и другие изделия плоской формы. Примером объемной филиграни могут слу­жить вазы, подстаканники, пудреницы, шаро­образные, конусные и цилиндрические серь­ги, подвески и др.

Фоновая, или напайная, филигрань отли­чается от ажурной тем, что узор напаивает­ся на специально подготовленный фон из то­го же металла. Фон может быть сплошным (глухая филигрань) или филигранным (ажурным). При филигранной основе рису­нок фона делается более частым и, как пра­вило, однотипным, чтобы не отвлекать вни­мания от основного узора. Этот вид филиграни обладает высоким рельефом, и не только потому, что рисунок ложится в два слоя, но и потому, что листочки, лепестки, розетки и другие элементы филиграни, напаивающиеся на фон, не всегда бывают плоскими. Они мо­гут иметь сложные выгибы, закрутки, а то и объемную форму. Как и ажурная, фоновая филигрань бывает плоской и объемной.

Для филигранных работ используют мяг­кие, способные вытягиваться в тонкую про­волоку металлы и сплавы, хорошо паяемые, с относительно высокой температурой плав­ления и красивым внешним видом. Это — зо­лото, высокопробное серебро (916-й пробы), мельхиор, нейзильбер, медь. Из них и дела­ется заготовка для филиграни — скань.

Виды заготовок, соответствующие элемен­там филигранного узора, разнообразны и на протяжении многих лет сохраняют свои на­звания — гладь, веревочка, шнурок, плетен­ка, елочка, дорожка.

Гладь — круглая проволока различных сечений. Исходным полуфабрикатом для за­готовки служат слитки, которые прокатыва­ются в профильных валках квадратного ка­либра до проволоки такого сечения, что ее можно протянуть через фильерную доску. Максимальное сечение проволоки для укра­шений 1,2—1,3 мм, минимальное 0,2 мм.

Заготовка любой скани начинается с круг­лой глади, поэтому, заготавливая гладь, про­тягивают проволоку на все виды скани. Имея рисунок филигранного изделия, нетрудно оп­ределить длину заготовки каждого элемента и, следовательно, длину отрезка проволока каждого сечения. Протягивая проволоку (об­щей длины) сквозь отверстия фильеры, отре­зают с хвоста, чтобы снова не запиливать захватку, куски проволоки нужного сечения. Проволоку протягивают, периодически отжи­гая ее и следя за тем, чтобы не было плен а задиров. Прокатанную в плоских валках про­волоку называют плоской гладью. Плоская гладь больших сечений часто служит конту­ром филигранного узора.

Веревочка — это жгутик, скрученный, из двух проволочек. Сечение проволоки для скручивания может быть любым и зависит от рисунка. Веревочки больших сечений приме­няют для контура филигранного изделия, ма­лых сечений — для элементов рисунка. Для скручивания веревочек берут отожженную проволочку круглого сечения, складывают ее вдвое и один конец двойной проволоки за­крепляют в специальной насадке (или цепля­ют за крючок) шпинделя электромотора. За­тем проволоку натягивают и, держа в натя­нутом вдоль оси шпинделя положении, вклю­чают мотор. Проволока, скручиваясь, умень­шается в длине (натяжение ее должно сохра­няться равномерным). Скрутка не должна быть слабой. Если скань обрывается — ее от­жигают, а затем продолжают скручивать. Обычно скручивание длится до второго обры­ва скани.

Веревочка, прокатанная в плоских вал­ках, называется плоской веревочкой и явля­ется одним из наиболее широко применяе­мых видов скани. Сплющенная с боков, она имеет на ребрах зернистую поверхность, что создает удивительной красоты зернистый узор в изделии. Толщина плющения зависит от сечения веревочки; так для веревочки, свитой из проволоки сечением 0,2—0,3мм, толщина плющения 0,30—0,35мм. При плю­щении веревочек с большим сечением прово­локи увеличивается и толщина плющения. Выбор веревочек для плющения зависит от характера узора и размеров изделия.

Из плоской веревочки изготовляют все ос­новные элементы филиграни.

Шнурок — жгут, скрученный из трех или четырех проволочек. Может быть свит из двух веревочек. Располагая рисунок верево­чек по-разному, получают различный рису­нок шнурка. Интересный шнурок получают скручиванием проволоки различных сечений или веревочки и проволоки. Свивают шнурок, аналогично веревочке, на моторе, а короткие отрезки — вручную.

Плетенка — косичка, плотно сплетен­ная из трех проволочек. Изготавливают ее вручную из коротких отрезков хорошо отож­женной проволоки, а затем выравнивают. Являясь боковым ободочком плоского фили­гранного изделия, плетенка из тонкой про­волоки очень эффектно украшает его.

Елочка — эффект елочки создают две лежащие рядом веревочки со спиралью, на­правленной в разные стороны. Если по эски­зу елочка имеет сложный изгиб, то веревоч­ки спаиваются между собой заранее, если же она лежит прямо или с незначительными из­гибами, то их совмещают в процессе набора филиграни.

Дорожка круглая — представляет собой слегка растянутую спираль из круглой глади малого сечения. Для ее изготовления тонкую проволоку навивают на ригелек нуж­ного сечения (0,5—1,0 мм). Снятую с ригелька спираль слегка растягивают так, что­бы зазор между витками был не более сече­ния проволоки. Круглая дорожка — прекрас­ное украшение, выделяющее отдельные орна­менты из общего узора.

Дорожка смятая — имеет вид пова­ленной спирали, кольца которой, наваливаясь, частично закрывают друг друга. Изго­товляют дорожку навиванием проволоки в виде спирали на цилиндрический ригелек. Ригельком может служить стальная проволо­ка диаметром 1,0—3,0 мм, в зависимости от размера изделия а характера рисунка. Сече­ние проволоки выбирается также индивиду­ально. Сминают спираль легким текстолито­вым молоточком на правочной плите, так чтобы расхождение колец было одинаковым. Смятая дорожка применяется в качестве оп­равы камня, обрамления изделия, розетки для корнера (шарика) и других элементов филиграни.

Разновидностью смятой дорожки является плющеная дорожка. Отличается от смятой тем, что плющение ее происходит в плоских валках. Зазор между валками устанавливают равным сечению проволоки, так что сминает­ся спираль только в местах нахлеста прово­локи. Расхождение колец таково, что они ед­ва касаются друг друга, а поэтому вытягива­ются поперек дорожки и принимают форму капли. Используется плющеная дорожка в тех же случаях, что и смятая, и является не менее эффектным украшением.

Зиг-заг — зигзагообразные дорожки двух видов: зубчатый зиг-заг и круглый зиг­заг (змейка). Любой из этих видов, набран­ный в одной плоскости в несколько рядов, образует красивый ажурный равномерный фон. Зубчатую дорожку делают из плоской глади, круглой и плоской веревочки, толщина которых колеблется в пределах 0,3—0,5мм, при помощи миниатюрных зубчатых вальцов с ручным приводом. Рабочими валками слу­жат специальные шестерни, зубцы которых изгибают плоскую заготовку, проходящую между ними, в зиг-заг. Заготовкой для змей­ки служит плоская или круглая веревочка, которую навивают сразу на два ригелька (одинаковых по диаметру) восьмеркой, как бы связывая их. Затем ригельки вынимают из полученной двойной спирали, и спираль осторожно плющат, как обычную дорожку. Поваленную двойную спираль растягивают на ширину звена и выравнивают в плоско­сти, чтобы избежать нахлестов. Оба вида зиг­загообразных дорожек используют как про­межуточные элементы ажурной филиграни, т.е. между двумя веревочками, шнурком и веревочкой, кастом и веревочкой и т.д., а также при изготовлении фоновой филиграни с ажурным фоном.

Все заготовительные работы проводят с хорошо и равномерно отожженной сканью. Перечисленная скань — не только самостоя­тельный элемент филиграни, но и исходный материал для изготовления других элементов.

Основной инструмент для изготовления элементов филиграни — филигранные пинце­ты (филигранные корцанки) и филигранные ножницы (маленькие ювелирные ножницы по металлу). Филигранный пинцет (рис.108) — это жесткий с широкими щечками пинцет с резко суживающимися (до иглы) рабочими концами (губками). Длина пинце­та 120—150мм, ширина щечек 18—20мм, тол­щина листового проката на щечках 1,0— 1,2мм, длина губок пинцета 15—20мм. Изготовляют пинцеты из нержавеющей стали.


Трудно перечислить все элементы филиг­рани, из которых набирается узор, но основ­ные из них, многократно повторяющиеся в узорах, это — колечко, полуколечко, репей­ник, звездочка, огурчик, грушечка, зубчик, развивашечка, лепесток, корнер, тройник, головочка, стенек, травка, завиток, листочек, завивка, жучок, и др. (рис.109) За элементами сохранились старые их на­звания, поэтому некоторые из них звучат для нас необычно.


Колечко — изготовляют из плоской и круглой глади, круглой и плоской веревочки. Хорошо отожженную скань навивают на ригелек диаметром, соответствующим диа­метру заданного рисунком колечка, затем снятую с ригелька пружину разрезают по витку и концы витка совмещают. Колечки применяют для набора фона фоновой фили­грани, как основу для некоторых элемен­тов — корнеров, жучков и др. и как состав­ную часть элементов.

Полуколечко — это, как показывает само название, часть колечка. Получают его из той же скани и тем же способом, что и ко­лечко, но от пружины отрезают только часть витка. Полуколечками выкладывается краси­вый, чешуйчатый фон фоновой филиграни. Помимо этого, его используют как самостоя­тельный элемент и как составную часть дру­гих элементов.

Репейчик — элемент филиграни, обра­зованный колечком внутри и четырьмя полуколечками по окружности. Изготовляется обычно из плоской веревочки, реже из круг­лой веревочки и плоской глади малого сече­ния.

Звездочка — собирается, как и репей­чик, из колечка в центре и полуколечек по окружности, но число полуколечек больше четырех —5, 6 и более. Радиус полуколечек выбирается в зависимости от их числа. Звез­дочки делают из той же заготовки, что и ре­пейники.

Огурчик — сложенный из двух одинако­вых дуг элемент, напоминающий форму «мар­киз». Дуги огурчика сгибают филигранны­ми пинцетами и, определив длину по рисун­ку, отрезают. Обычно огурчики заготавли­вают из плоской или круглой веревочки.

Грушечка — по форме напоминает каплю, острый конец капли может загибать­ся в сторону. Изготовляется филигранными пинцетами из плоской и круглой веревочки.

Зубчик — согнутый из плоской или круглой веревочки уголок, по форме напоми­нающий контур зуба пилы или шестерни. Зубчик должен иметь прямые усики; угол расхождения и длину усиков определяют по рисунку.

Развивашечка — это зубчик с зави­тыми (загнутыми) наружу усиками. Изготовляют ее из той же заготовки, что и зубчик.

Лепесток — по форме напоминает ле­песток ромашки. Делают его из плоской или круглой веревочки или плоской глади. Встав­ленные друг в друга и соединенные при ос­новании лепестки разных размеров создают красивые филигранные разводы.

Корнер — шарик. Получают корнеры плавлением обрезков металла соответствую­щих размеров. Для получения корнеров с одинаковыми диаметрами проволоку одного сечения нарезают на одинаковые участки и плавят или тонкий прокат нарезают ножни­цами в виде кисти, а затем, отрезая поперек концы кисти, получают одинаковые отрезки. Плавка корнеров может производиться не­сколькими способами: на древесном угле, причем отрезки раскладывают так, чтобы они не касались друг друга; на асбестовом леткале — плавятся корнеры мелких размеров (у крупных снизу образуется площадка); в тигле в среде древесно-угольной пыли или бумажного пепла (плавят большое количе­ство корнеров). Корнеры — прекрасное допол­нение филигранного узора. Помещают их на кольцевую основу:  колечко, центральный кольцевой участок головки, стенька, завитка, розетки и т.д. Большое количество напаян­ных мелких корнеров называют зернью.

Тройник — трилистник, согнутый фи­лигранным пинцетом из плоской или круг­лой веревочки или плоской глади.

Головочка — плоско накрученная спи­ралька, один конец которой образует дугооб­разный хвостик, а другой — центральное ко­лечко, центр спиральной головки. Головочка может иметь 4,5,6 и более витков, в зависи­мости от характера и размеров узора и тол­щины скани. Навивается головочка пинцетом из плоской веревочки, реже из круглой.

Стенёк — имеет подобно головочке с одной стороны дужку, завитую в плоскую спираль, с другой — конец, образующий ка — элемент называют соответственно двой­ным или тройным стеньком. Делают стенёк аналогично головочке и из той же заготовки.

Травка — изготовляется из элемента «зубчик» с длинными усиками, концы кото­рых завиваются в одну сторону плоской спи­ралью. Завитые в спираль концы имеют по два-три витка. Для травки используют плос­кую гладь и плоскую и круглую веревочку.

Завиток — дужка с концами, завитыми внутрь, до образования колечек. Для завит­ков используют плоскую гладь, плоскую и круглую веревочку.

Листочек — плоская спираль, смятая с боков в виде листочка. Из плоской веревочки пинцетом делают спиральный круг, который потом тоже пинцетом сжимают с боков так, чтобы образовались острые концы листочка. Число витков в листочке зависит от его раз­меров и от толщины скани. Листочек применяют как самостоятельный элемент или в со­четании с несколькими листочками для обра­зования цветка. Изготовленному плоскому листочку перед набором придают естествен­ный изгиб.

Завивка — спаянный в плоскости из трех листочков различной формы трилистник, который перед набором изгибают.

Жучок— элемент, образованный колеч­ком из круглой дорожки (спирали) и корне­ра, находящегося в центре. Сечение проволо­ки для спирали зависит от размеров колечка, которое будет сделано из этой спирали, а размер колечка — от величины самого изде­лия. Спиральное колечко сгибают пинцетом. Припаивают корнер (он не должен провали­ваться и должен закрывать большой участок спирали) уже в общем наборе филиграни. Жучок сажают на кольцевую основу, ранее набранного колечка соответствующего раз­мера.

Розетка — сферическая вогнутая ча­шечка из смятой дорожки с корнером внутри. Для изготовления розетки, как и для жучка, делают спиральное колечко, которое затем бухтеруют в анке или другой сферической матрице. Полученную вогнутую чашечку спаивают с корнером тоже в общем наборе. Изготовление филигранных элементов при помощи пинцетов производят от целого (длин­ного) куска скани, который отрезают только после полного совпадения элемента с рисун­ком.

Плоскую ажурную филигрань набирают по рисунку, выполненному на бумаге в натуральную величину. Рисунок на­клеивают на плоский шаблон, сделанный из листовой низкосортной стали толщиной 0,5—0,8мм. Размеры шаблона отвечают габари­там рисунка. Набор целесообразно начинать с контура и продолжать по степени уменьше­ния элементов.

Каждый элемент сгибают точно по рисун­ку, и только после того как он полностью совпадет с нарисованным, его отрезают (маленькими ювелирными ножницами). Пос­ле этого его смазывают с изнанки клеем и приклеивают на рисунок, полностью замещая изготовленным элементом нарисованный. И если больше нет одинаковых с ним эле­ментов, то приступают к следующему. Для набора филиграни используют клеи БФ-2, столярный и вишневый (камедь) или нитро­лак. Набранному узору дают высохнуть, за­тем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону биндрой (вязальной проволокой) и в таком виде паяют. Применение клея БФ-2 и нитро­лака делает возможным набирать филигрань без привязки биндрой, а значит и без шабло­на. В этом случае набранному на бумажном рисунке узору дают высохнуть, а затем акку­ратно отдирают бумагу. Образованная клеем» или лаком пленка удерживает узор, не давая элементам распадаться. Пайку производят на ровной плите из асбоцемента.

Опытные мастера при неоднократном вы­полнении одного и того же узора рисунка на бумаге не делают, наносят только контур, а набирают филигрань по клеточкам обычного тетрадного листа.

Объемную ажурную филигрань можно набирать двумя способами: в плоско­сти по рисунку развертки объемной фигуры и по листовому шаблону, имеющему форму данной фигуры. Набранная в плоскости раз­вертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это изгибанием изделия вручную с последующей правкой, выгибанием в матри­цах (кожаных, войлочных, деревянных, свин­цовых, стальных с подкладкой) при помощи пуансонов из тех же материалов. После при­дания изделию нужной формы производят пайку швов.

В другом случае набор объемной ажурной филиграни производят на изогнутом или вог­нутом (бухтерованном) шаблоне, подобно плоскому набору, но процесс очень осложня­ется тем, что не совсем легкие элементы при­ходится не только сгибать по рисунку, но и выгибать по форме шаблона. Подобная рабо­та требует от филигранщика некоторого на­выка.

Плоскую фоновую филигрань начинают набирать с фона, аналогично ажур­ной, по бумаге, наклеенной на плоский шаб­лон. Причем, на бумаге вычерчивается не узор (рисунок, как правило, однообразный), а только контур, в пределах которого и на­бирается узор. Дальше, как и при ажурной филиграни, набранный фон паяют, и после отбеливания приступают к набору верхнего узора. Элементы верхнего узора изготовляют также по рисунку, который, в отличие от ажурного набора, лежит рядом. На фон изде­лия рисунок не может быть наклеен, потому что элементы верхнего узора должны при­паиваться к фону. Верхний узор фоновой фи­лиграни, как правило, реже ажурной, и эле­менты узора не всегда спаиваются между со­бой. Поэтому набор верхнего узора не требует такой тщательной подгонки элементов друг к другу, как при ажурной филиграни. Закончив набор верхнего узора, его привязывают к фону как к шаблону, вязальной проволокой и паяют. Однако не всегда бывает можно привязать верхний узор к фону. Элементы филиграни, имеющие сложный асимметрич­ный изгиб, высокий рельеф и ряд других при­чин, не позволяют производить пайки увязан­ного изделия. В таких случаях верхний узорпаяют в несколько приемов.

Объемную фоновую филигрань набирают аналогично плоской фоновой. Если объемную фигуру изделия можно предста­вить в виде развертки, то фон набирают в плоскости, паяют, а затем придают форму из­делия. Добиваются этого теми же способами, что и при изготовлении объемной ажурной филиграни. Если сложная форма изделия ис­ключает возможность представить изделие в развернутом виде, то фон набирают по жес­тяному шаблону, имеющему объемную фор­му изделия. Элементы филиграни для тако­го набора должны изгибаться по форме шаб­лона. В изделиях, имеющих сложную кривиз­ну, например шарообразных, фон целесооб­разно набирать из мелких элементов — колечек, полуколечек и т. д. Иногда набор производят по фрагментам (секциям), которые затем спаиваются между собой, обра­зуя объемную фигуру (рис.110). Верхний узор объемной филиграни набирают теми же способами, что и плоской, с той лишь раз­ницей, что количество приемов пайки может быть увеличено.


Набор глухой филиграни — это на­бор по готовому изделию, изготовленному из листового проката толщиной 0,6—1,0мм. Изделие должно иметь хорошо подготовлен­ную поверхность. Если предусмотрено поли­рование, то поверхность, служащая фоном глухой филиграни, должна быть отполирова­на и обезжирена. Узор по глухому фону, ча­ще всего несложный, выкладывается различ­ной сканью: веревочкой, шнурками, дорожка­ми и изготовленными элементами филигра­ни. Набор производится так, чтобы узор плот­но прилегал к фону и припаивался по всей длине его касания.

Пайка одна из самых ответственных опе­раций при изготовлении ювелирных изделий, а филигранных особенно. Сложное, имеющее множество мелких элементов, спаянных меж­ду собой, филигранное изделие должно отли­чаться не только чистотой исполнения, но и надежностью в эксплуатации. Поэтому филигранной пайке уделяется особое внимание. Пайка филиграни производится ювелирными припоями, обладающими хорошей теку­честью, пластичностью и температурой плав­ления на 20—40 °С выше температуры плавле­ния монтировочных. Хорошая текучесть при­поя обусловливает равномерный спай элемен­тов филиграни, быструю растекаемость припоя по всем швам площади прогрева. Для золотой филиграни следует выбирать припой с наименьшим количеством цинка и кадмия, так как эти металлы не только резко пони­жают температуру плавления сплава, но и обладают разъедающими свойствами при перегреве металла.

Для серебряной филиграни и филиграни из недрагоценных металлов пользуются се­ребряным припоем состава:  Ag—70%; Сu—30% или припоем, сплавленным из серебра 875-й пробы и меди в соотношении 4:1.

Филигранные припои применяются в виде опилок, в смеси с бурой. Для приготовле­ния смеси слиток припоя зажимают в ручные металлические тиски и грубым напильником напиливают из него опилки. Делается это на рабочем месте ювелира так, чтобы опилки со­бирались в чисто выметенную кожу. Напиливая припой, стараются не задеть финагель и другие деревянные части верстака, чтобы исключить попадание в припой дерева. Обыч­но кожу застилают листом бумаги, так как при выметании щеткой из кожи опилки мо­гут запылиться. Из опилок удаляют магни­том попавшее железо, и опилки ссыпают в банку, где они смешиваются с прокаленной и перетертой бурой в соотношении 1:1 по объе­му. Затем смесь насыпают в рожок, из кото­рого посыпают изделие. Рожок делают из тонкого листа любого металла в форме удли­ненной воронки с узким горлышком, через которое высыпается припой. Для более точ­ного отсекания порции опилок применяют рожок с клапановой иглой. Иглу изготовляют из проволоки сечением, равным диаметру гор­лышка. Один конец иглы затачивают, а дру­гой сворачивают в кольцо для продевания в него пальца, которым регулируют подачу припоя, выталкивая его иглой через гор­лышко.

Набор филиграни, привязанный к шабло­ну, смачивают водой или слабым раствором буры (для золота и нейзильбера раствором борной кислоты) и помещают на леткал, но не на асбест, а на металлическую сетку. Сет­ка обеспечивает равномерный прогрев набо­ра со всех сторон. Затем набор посыпают очень тонким слоем припоя (избыток припоя заливает рисунок) и прогревают мягким пла­менем паяльного пистолета. Металлический шаблон не только предупреждает коробле­ние набора, но и помогает равномерному на­греву всех элементов филиграни. Сгоревшая бумага (наклеенная на шаблон), находящая­ся между шаблоном и набором, гарантирует набор от пригорания к шаблону. Как только набор достигает температуры плавления при­поя, припой «разбегается» по швам (стыкам). Места, где элементы не спаялись, снова посыпают припоем и прогревают. Потом набор усаживают элементами, которые не привязы­ваются, это: жучки, рельефные листочки, ро­зетки и т.д. И в последнюю очередь — кор­нерами. Набор посыпают припоем в местах соприкосновения элементов филиграни и про­гревают его до растекания.

Спаянную филигрань отвязывают от шаб­лона, следя за тем, чтобы не осталось кусоч­ков биндры и окалины от шаблона, и отбели­вают. Попадание железа в отбел вместе с из­делием вызывает на изделии красный налет, который затем трудно удалить с филиграни. Только после отбеливания можно опреде­лить чистоту спаянных соединений и нали­чие всех непропаев. Если таковые обнаруже­ны, их пропаивают заново.

 

 

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975г.


Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.