Представиться системе:

Разделы


Гравирование


Гравирование — это вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании рисунка на изделии штихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование, по-иному — гравирование для вида. Ручное гра­вирование — сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастер­ства, выдержки и сосредоточенности. Грави­рование ювелирных изделий выполняется за ювелирным верстаком с помощью граверных приспособлений и инструмента.

Гравирование для вида — распространен­ный вид ручных граверных работ. Он вклю­чает выполнение на изделиях рисунков и дарственных надписей под глянец и под чер­нение.

При гравировании изделие должно быть укреплено. Для этой цели используют: дере­вянные тисочки, крепежные дощечки, шрабкугель и кранц.

Деревянные тисочки (ручные) — тисочки с различной формой губок, такие же как и для закрепки камней. Применяются для укрепле­ния объемных изделий.

Крепежные дощечки — изготовляют из вязких пород дерева. Служат для укрепления плоских изделий. Горизонтальные размеры дощечек зависят от размеров изделия, тол­щина их 20—25 мм. Укреплять изделие на до­щечках можно при помощи гвоздиков, при­жимая пластину по контуру шляпками, сургучом и закрепочными пастами.

Шрабкугель (шаровые тиски) — представ­ляет собой чугунный шар около 130мм в диаметре, у которого сверху срезан сегмент и вырезан паз, в котором болтами зажимается дощечка с изделием. Для того чтобы изделие можно было свободно передвигать под лю­бым углом, под шрабкугель подкладывают кожаное кольцо.

Кранц (граверная подушка) — тяжелая кожаная или парусиновая круглая подушка, туго набитая песком. Диаметр кранца 180—200мм. Служит он подкладкой под крепежную дощечку для свободного маневрирования изделием. Кранц —самое простое и распространенное граверное приспособление. Его, как правило, изготовляют сами мастера. Для этого из толстой кожи (3—4 мм) вырезают два круга диаметром 180—200мм, зама­чивают их в воде и мокрыми сшивают по ок­ружности на расстоянии 5мм от края. Круг прошивают не полностью — 30—50мм остав­ляют незашитыми. Через незашитое отвер­стие в образовавшийся мешок посыпают мел­кий сухой, промытый песок. Затем отверстие зашивают и подушку выравнивают на столе.

Как уже упоминалось, изделия гравируют штихелями. Штихель — это стальной резец, подобно закрепочному, вставленный в дере­вянную ручку грибовидной формы. Длина рез­ца 100—120мм. Изготовляют штихели из ин­струментальных сталей У12А или ХВГ. Кро­ме этих сталей, можно использовать: прутко­вую сталь «серебрянку», рессорные полоски, наружные кольца шарикоподшипников (вы­прямив их), небольшие плоские напильники в лезвия опасных бритв. Обязательное требо­вание к штихелю — хорошая закалка и пра­вильная заточка. От этого во многом зависит качество выполняемой работы. Если штихель недокален, то или он быстро притупляется, или сминается его режущая кромка, если же перекален — режущая кромка его постоянно выкрашивается.


Термически обработанные штихели встав­ляются в ручки различной длины, для под­гонки штихеля по руке по мере его стачива­ния. Ручки изготовляют длиной от 30 до 70мм. Шейка ручки укрепляется металлическими крыльцами, которые предохраняют ее от рас­трескивания во время насадки. Хвостовая часть клинка заходит в предварительно за­сверленную ручку на 2/3 ее длины. Нижняя часть грибка ручьи (со стороны лезвия) ска­лывается, что делает штихель наиболее удоб­ным для работы — позволяет плотно обхваты­вать ручку мизинцем, придерживая ее, а ус­танавливать во время гравировки любой угол между лезвием и изделием.


Штихели различаются по форме попереч­ного сечения, определяющей назначение ин­струмента. Кроме того, штихели каждого профиля (рис.126)  делятся по номерам, вза­висимости от толщины, а имеют свое название. Названия эти, аналогично названиям ювелирного инструмента, в основном немец­кого происхождения.

Грабштихель —удобен для гравиров­ки на больших плоскостях и вогнутой поверх­ности. Имеет изогнутый клинок, прогиб ко­торого от 3 до 8мм. Угол лезвия может ко­лебаться от 30 до 90°. В поперечном сечении имеет форму ромба.

Фасеттенштихель — одни из самых ходовых штихелей, предназначается для про­ведения точных линий, выполнения узоров плоскостной гравировки и чистовой обработ­ки рисунка. По форме профиля трапециевид­ный с резко заостренным лезвием. Имеет прямолинейный клинок с углом заострения лезвия от 60 до 120°.

Мессерштихели — предназначаются: тонкие — для выполнения очень тонких (в во­лос) легких линий, толстые — для наколов, проведения сильных резких линий и чисто­вой обработки. Имеют прямые клинки клино­видного профиля с прямыми стенками. Кром­ка лезвия во избежание обламывания зашлифовывается радиусом 0.1—0,2мм. Угол заост­рения лезвия в зависимости от толщины шти­хеля —15—30°.

Шпицштихель — служит для гравиро­вания контура рисунка, нанесении четких глубоких линий, сильных штрихов, глянцевой подрезки. В отличие от мессерштихеля имеет выпуклые боковые стенки. Клинок прямой, угол лезвия колеблется в пределах 30—45°.

Боллшипхель — применяется для гра­вировки закругленных линий (желобков), глубоких точек (ямочек), для глубокой (рель­ефной) гравировки. Должен иметь, аналогич­но закрепочному, закругленное лезвие. Ради­ус закругления выбирается от характера рабо­ты (от 0,3 до 5 мм).

Флахштихель — используется для вы­емки и выравнивания фона, в ряде случаев для шабрения поверхности, глянцевой под­резки. Имеет плоское лезвие (режущую кром­ку). Ширина лезвия может быть от 0,2 до 5мм. Флахштихель с широким лезвием, име­ющий форму перевернутого клинка, называ­ется «обратный мессер». Для облегчения работы и заточки лезвие флахштихеля затачи­вается низко.

Шатирштихель (ребштихель) — употребляется для штриховки и матирования поверхности. В отличие от флахштихеля на лезвии имеет мелкую зубчатую насечку. Шаг насечки от 0,1 до 0,4 мм.

Одна из причин брака при гравировании — неправильная заточка штихелей, поэтому нельзя приступать к работе, не имея опреде­ленных навыков заточки. Подготавливая шти­хель к работе, предусматривают не только удобство гравировки, но и удобство его заточ­ки. Для этого у штихеля со стороны спинки примерло на 1/3 длины свободного клинка на наждачном точиле делается срез. Срез стачи­вается таким образом, чтобы высота лезвия рабочей части штихеля была от 1,5 до 3мм. При таком срезе конец штихеля не загора­живает рисунка во время гравирования и уменьшается площадь заточки его рабочей части. На боковых ребрах среза снимается фаска, предохраняющая пальцы от пореза. Режущую кромку образует площадь заточ­ки (лобовая площадка) со стенками и лезви­ем (основанием) клинка. Лобовая площадка должна образовывать с лезвием клинка угол 45° (угол заточки). Угол заточки менее 45° заставит штихель «зарываться» в металл, сре­зая металл рывками. При угле заточки более 45° штихель будет проскальзывать по направ­лению клинка. Обязательное условие заточ­ки — чтобы лобовая площадка штихеля зата­чивалась плоской (без выпуклостей и закруг­лений). При заточке штихеля на бруске ло­коть правой руки должен быть на весу, а кисть — сильно прижимать площадку к кам­ню под углом 45° (рис.127). Затачивают шти­хель со стороны спинки, следя за тем, чтобы не пережечь режущую кромку. Для заточки применяют мелкозернистые бруски типа «арканзас», поверхность которых смачивают жид­ким машинным маслом или керосином. После заточки на бруске снимают заусенцы на глянцевом оселке или плотноструктурном кремнистом сланце. Лезвие и боковые стенки клинка, если они образуют кромку, заполировывают  на коже, натертой пастой ГОН. Лез­вие заполировывают короткими движениями назад (в сторону ручки), чтобы не испортить жало режущей кромки. Заточка штихелей — это сложный процесс, к которому нужно отно­ситься предельно внимательно.


Перед тем как приступить к гравированию, необходимо соответствующим образом подго­товить поверхность изделия. Если гравиро­вание должно быть выполнено на глянцевой поверхности, изделие тщательно полируют, если поверхность должна быть матовой, изде­лие подвергают матированию. Придать по­верхности матовость можно, обработав изде­лие крацовкой (обработка на моторе метал­лической щеткой), пескоструйной, мелкой шкуркой, пемзой. Изделие с обработанной под гравировку поверхностью укрепляют в соот­ветствующем приспособлении.

Для нанесения рисунка поверхность изде­лия покрывают топким слоем белой акварель­ной краски или жидкой гуаши и дают ей про­сохнуть. Если после высыхания на изделии заметны сгустки или незакрашенные места (плешины), краску в этих местах выравнива­ют влажным пальцем.

Несложный рисунок может быть сделан от руки остро отточенным жестким карандашом по высохшей краске.

Сложные рисунки вначале выполняют на бумаге в натуральную величину. Изображе­ние должно быть четким, все тональные в теневые переходы даются штрихами или точ­ками. Переносят рисунок на окрашенную по­верхность изделия через копировальную бу­магу. Если не имеет значения, какое получит­ся изображение — обратное или прямое, его переводят с лицевой стороны карандашного рисунка. Для этого первоначальный рисунок четко выполняется на матовой кальке или пергаменте мягким карандашом. Затем, плот­но прижав рисунок лицевой стороной к окра­шенной и покрытой тонким слоем воска поверхности изделия, с внешней стороны глад­ким округлым предметом (ручкой штихеля) проглаживают всю поверхность изображения. В обоих случаях недостаточно четкий рису­нок подправляют карандашом. Для нанесения слоя воска изделие подогревают и натирают кусочком воска, который, тая, растекается по поверхности. Образовавшиеся натеки снимают пока изделие не остыло.

При сложных изображениях, когда есть опасение, что рисунок может стереться в про­цессе гравировки, его покрывают тонким сло­ем прозрачного нитролака.

Если на открытой поверхности гравируе­мого изделия остались неокрашенные поли­рованные участки, которые, отражая свет, слепят глаза, их целесообразно покрывать слоем воска. Кроме того, что воск рассеивает свет, он предохраняет полированную поверх­ность от затирания.

Для гравирования штихель берут в пра­вую руку так, чтобы ручка своей тыльной частью упиралась в ладонь (рис.128). Боль­шим и указательным пальцами штихель под­держивают на гравируемой поверхности в по­ложении лезвия клинка. При гравировании большой палец правой руки упирают в гравируемую поверхность, регулируя давление штихеля на металл и страхуя штихель от проскакивания и срывов. Большой палец правой руки может упираться также в боль­шой или указательный палец левой руки, дер­жащей приспособление с зажатым в нем из­делии. Левая рука постоянно регулирует по­ложение прорезаемой линии, поворачивая приспособление с изделием и направляя ли­нию навстречу режущей части штихеля.


К гравированию под глянец предъявляются повышенные требования, так как и углубленная, и поверхностная части узора открыты для просмотра. Выбранная часть рисунка должна быть одинаково глян­цевой в четко прорезанной, а поверхностные участки иметь безошибочное штриховое оформление. При гравировании по глянцу ве­дущим штихелем является фасеттенштихель. Им одним можно проводить линии различной ширины. При положении штихеля прямо (без бокового наклона) прорезают тонкие линии, при утолщении линии штихель наклоняют в сторону необходимого утолщения. Чем боль­ше наклон штихеля, тем шире прорезаемая линия. При гравировании под глянец линию следует прорезать, не отрывая штихель от металла, так как в противном случае образу­ются ступени. Для оформления рисунка на­ряду с фасеттенштихелем пользуются и дру­гими штихелями: шпицштихелем — для под­резки (опускания) фона, чтобы было рельеф­ней изображение; мессерштихелем — для штриховой фоновой обработки и т.д. Ко всем штихелям для гравирования под глянец предъ­является обязательное требование — быть хо­рошо отполированными.

Гравирование под чернение — это когда выгравированный узор предназна­чается для заливки чернью. В отличие от гравирования под глянец при гравировании под чернение не требуется зеркального среза, даже наоборот — шероховатость поверхности способствует лучшему сцеплению основного металла с чернью. Как правило, при гравиро­вании под чернение сначала оконтуривают рисунок (шпицштихелем), а уже затем рису­нок углубляют. Гравируют небольшими штри­хами с последующим выравниванием прореза. Участки изделия, не подлежащие заполне­нию чернью, тщательно отполировывают и во время гравирования предохраняют от нанесе­ния ошибочных штрихов и царапин.

 

 

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975г.


Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.