Представиться системе:

Разделы


Чернение


Чернение — это вид декоративной отделки, заключающийся в наложении на поверхность изделий легкоплавкого сплава черного цвета (черни). Чернью декорируют ювелирные из­делия из драгоценных металлов — золота и серебра. Хорошо ложится чернь на медные сплавы. Обязательные компоненты черневого сплава — серебро, медь, свинец и сера. В не­которых рецептах свинец можно замещать оловом и вводить в состав сплава буру, хло­ристый аммоний, висмут. Существует много видов черни, отличающихся по составу, цвету и блеску. Цвет и блеск черви зависят от со­става сплава, от соотношения в нем различ­ных компонентов. Ниже приводятся рецепты черни, компоненты в них указаны в массовых частях:

1) серебро — 3, медь — 2, свинец — 2;

2) серебро — 3, медь — 1, сера — 3;

3) серебро — 1, медь — 2, олово — 3, бура — 6;

4) серебро — 1, медь — 3, свинец — 3, бу­ра—6;

5) серебро — 2, медь — 4,5, свинец — 4,5, сера — 24, бура — 1;

6) серебро — 2, медь — 5, свинец — 3, се­ра — 24, бура — 1;

7) серебро — 1, медь — 2, свинец — 3, се­ра — 12, бура — 1;

8) серебро — 1, медь — 5, свинец — 7, се­ра — 24, бура — 4;

9) серебро — 1, медь — 4,5, свинец — 7,5, сера — 37,5, хлористый аммоний — 1,2;

10) серебро — 1, медь — 2, свинец — 1,4, сера — 10,7, бура — 1;

11) серебро — 9, медь — 1, свинец — 1, се­ра — 30, висмут — 1.

Но качество черневого покрытия зависит не только от состава черни, но и от ее приготовления и наложения. Существует несколь­ко способов приготовления черни, различие которых состоит в том, что в одних случаях сначала металлы сплавляют между собой, а потом добавляют серу, а в других сначала получают сернистые металлы, а потом их сплавляют. Процесс приготовления выглядит следующим образом.

В графитовом тигле или в куске древесно­го угля сплавляют серебро с медью и добав­ляют положенное количество свинца (или оло­во). Во избежание окисления расплава его присыпают слоем буры. В очищенный от шла­ка расплав вводят серу и другие компонен­ты, после чего расплав тщательно перемеши­вают. Плавку ведут с постоянным удалением шлака. Чистый перемешанный расплав выплескивают на чугунную основу и дают ему остыть. Затем твердый сплав измельчают и по­вторяют плавку с добавлением буры и серы, для образования однородной массы. Чернь считается качественной при трехкратном по­вторении плавки. В конечном итоге измель­ченный сплав просеивают через мелкое сито.

  Иногда плавку ведут в двух тиглях. В од­ном плавят металлы, в другом — серу. Потом металлический расплав выливают в тигель с серой и перемешивают. Охлажденный сплав, вылитый на чугунную плиту и измельченный, также подвергают плавке.

При способе сплавления сернистых метал­лов приготовление черни начинают с получе­ния сернистых металлов. Для этого каждый из металлов (серебро, медь и свинец) выдер­живают в определенном соотношении с серой в муфельных печах или нагретом до 300—400 °С тигле. Соотношение серебра и свинца с серой выражается как 5:1, меди с серой как 3:1. Сернистые соединения каждого ме­талла измельчают и для приготовления чер­ни берут (в мас.ч.): сернистого серебра 1,1, сернистой меди 4,5, сернистого свинца 4,4. Смесь сернистых соединений плавят в тигле при температуре 800°С. Не доводя до полного нагрева в расплав вводят хлористый аммоний из расчета 1 ч. на 3,5 ч. расплава. Полностью расплавленный и перемешанный сплав выли­вают на подогретую чугунную плиту и дают ему остыть. Если чернь, приготовленную по данному рецепту, выразить в чистых вещест­вах, то соотношение компонентов будет следующим: серебра 1 ч., меди 8 ч., свинца 4 ч., серы 3,5 ч., хлористого аммония 2,8 ч.

Чернь накладывают только на хорошо под­готовленную поверхность изделия. Подготов­ка заключается в том, чтобы на поверхности были сделаны углубления, которые заполнят­ся чернью. Углубления, или гравированный рисунок, выполняют штихелем без глянцевой подрезки. Шероховатость поверхности углуб­лений способствует лучшему сцеплению чер­ни с основным металлом. Глубина рисунка может быть различной, но не менее 0,2 мм, чтобы черневое покрытие не вывелось при по­следующей обработке. Поверхность изделия, не покрывающаяся чернью, должна быть тщательно обработанной, без рисок, царапин и других дефектов.

Тонко измельченный порошок черни раз­бавляют раствором буры, поташа и поварен­ной соли до сметанообразного состояния. При­готовленную кашицу накладывают на участ­ки, подлежащие чернению. Изделие предва­рительно обезжиривают. Кашицу выравни­вают на поверхности изделия так, чтобы были заполнены все углубления, затем фильтро­вальной бумагой или ваткой из нее удаляют влагу. Чернь, попавшую на места, не подле­жащие чернению, аккуратно убирают, и все изделие просушивают. После этого изделие обжигают в печи при температуре 300— 400 °С до полного расплавления черни. Остыв­шее покрытие может иметь натеки и неров­ности, поэтому изделие подвергают механиче­ской обработке. В зависимости от состояния покрытия изделие опиливают или шабрят. Для опиливания используют мелкие надфили или напильники. Обрабатывают черневое по­крытие аккуратно, не нарушая рисунка и конфигурации поверхности. Далее следует полировка — и чернь приобретает свойствен­ный ей блеск и оттенок.

 

 

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975г.


Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.