Представиться системе:

Разделы


Скань (филигрань)


Филигрань (скань) — своеобразный вид художественной обработ­ки металла, занимающий с глубокой древности важное место в декоративно-прикладном искусстве.

Термин «филигрань» — более древний; он произошел от двух ла­тинских слов «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Термин «скань»— русского происхождения. Он берет свое начало от древнеславянско­го глагола «съкати» — ссучивать, свивать, сучить.

Оба термина отражают технологическую сущность этого искус­ства. Термин «филигрань» сочетает в себе названия двух основных первичных элементов, из которых производятся филигранные изде­лия,— это проволока и. мелкие шарики, дополняющие проволочный узор.

Термин «скань» подчеркивает основную технологическую осо­бенность, характерную для сканного производства, а именно то, что проволока применяется в этом виде искусства ссученной, свитой в шнуры, что придает сканным изделиям особую красоту и привлека­тельность.

Чем тоньше по сечению взята проволока и чем туже, круче она ссучена, тем красивее получается изделие. Особенно, если узоры также дополняет и «зернь» — этим термином в русском сканном производстве обозначали мельчайшие шарики. Однако термин «зернь» в современ­ной практике почти утратил­ся и сейчас мастера-сканщики чаще употребляют тер­мин «кальнер» или «кор­нер» — от искаженного не­мецкого слова «корн», что также обозначает «зерно».

Наиболее древние памят­ники филигранного искусст­ва, относящиеся ко второму тысячелетию до н. э., найде­ны в странах Передней и Ма­лой Азии, в Египте, а также на территории СССР — на Кавказе, где в курганах по реке Цалке при археологи­ческих раскопках найдены золотое ожерелье и кубок, украшенные витыми шнурами и зернью (рис. 72).

Для наиболее древних произведений филигранного искусства характерно преобладание зерни, а гладкая или витая проволока встречается редко.

Изделия, декорированные зернью, характерны и для скифского искусства. Зернь также продолжает быть типичным мотивом и для сканных изделий X и XI вв. Такие изделия иногда почти сплошь пок­рывались мелкой зернью и на небольшом предмете, например на звездчатых колтах из с. Кресты (X в.) насчитывается до шести тысяч зерен диаметром не более 0,5 мм на каждом колте (рис. 73).

С XII в. в филиграни начинает преобладать проволочный узор, а зернь приобретает второстепенное значение. Орнамент строится из сученой проволоки главным образом в форме спиральных завитков. Однако все эти работы продолжают сохранять напайной, фоновый характер, т. е. узор напаивается на листовой металл.

В XIII в. разнообразие сканных приемов быстро возрастает. Появ­ляются ажурная и многоплановая (сложная) филигрань, а также рельефная. Особенное мастерство и виртуозность проявляется в образцах из Старо-Рязанского золотого клада (рис. 74).

К XIII и XIV вв. относится и золотая «шапка» Мономаха», выпол­ненная в сканной технике и украшенная камнями (рис. 75). Зернь к этому времени почти перестает применяться.

Татаро-монгольское нашествие надолго затормозило развитие русской культуры, в том числе и развитие русского филигранного искусства. Погибли опытные мастера и художники, утратились мно­гие памятники сканного производства, оказались забытыми многие тонкие художественные и технические приемы филиграни, в част­ности утратился способ пайки мельчайшей золотой зерни, который лишь недавно вновь был открыт проф. Ф. Я. Мишуковым, устано­вившим, что древние мастера применяли в качестве припоя ртуть. Она растворяла в себе золото, образуя амальгаму, а затем при нагревании ртуть улетучивалась и шарики прочно соединя­лись с фоном.

XV и XVI вв. характеризуются новым расцветом сканного искус­ства на Руси. История сохранила нам имена искуснейших мастеров и художников, например имя скульптора-миниатюриста и замеча­тельного сканщика-ювелира Амвросия (середина XV в.) или Ивана Фомина (возможно, ученика Амвросия), создавшего замечательную золотую сканную чашу.

В XVI и особенно в XVII в. скань становится полихромной. В композицию изделий включаются многие неметаллические мате­риалы, искусно увязанные со сканью (эмаль, стекло, драгоценные камни, а также резное дерево и кость).

До XVII в. производство филигранных изделий сосредоточива­лось в царских, княжеских или монастырских мастерских, где сканщики являлись и творцами-художниками, и мастерами-исполнителя­ми. В XVII в. появляются самостоятельные ремесленники, начинает­ся выработка изделий, рассчитанных на более широкий круг потреби­телей. Появляется разделение труда, выделяются мастера-волочиль­щики, которые осуществляют волочение проволоки и заготовку скани.

В XVIII и начале XIX в. наряду с уникальными крупными ажурны­ми изделиями часто с применением хрусталя и перламутра получа­ют распространение мелкие серебряные бытовые изделия — туалет­ные принадлежности, коробочки, вазочки и т. п. Как декоративный мотив вновь появляется зернь.

В конце XIX и начале XX в. филигранные изделия выпускаются  уже крупными фабриками (Овчинникова, Рюкерта, Хлебникова, Сазикова и др.) в больших сериях и разнообразном ассортименте — это главным образом церковная утварь, дорогая посуда, туалетные при­боры и т. п. Богатейшие декоративные возможности скани посте­пенно утрачиваются, художественные достоинства изделий тоже снижаются. Однако технологические приемы в этот период достига­ют высокого совершенства и профессионального исполнения и отли­чаются особой точностью и тонкостью.

Особенно характерен для этого времени расцвет рельефно-­ажурной филиграни, применяемой для изготовления окладов на иконы, где из скани выполнялись одежда святых, а также элементы пейзажа: облака, деревья, скалы и т. п. К этому же периоду относит­ся возрождение ажурной филиграни с эмалью — так называемой «оконной» эмали.

Возрождение сканного производства в нашей стране после Вели­кой Октябрьской революции относится к концу 20-х годов. Перед филигранным искусством возникли новые задачи — увеличение ассортимента и количества выпускаемых изделий.

На современном производстве филигранные изделия изготовля­ются от начала и до конца вручную или при помощи лишь неслож­ных приспособлений; в этом специфичность сканной техники.

Главное отличие современного производства филиграни от соз­дания филигранных изделий в прошлом — не только технология, но прежде всего организация труда, его разделение. Кроме того, все шире внедряются малая механизация и специальные приспособления, облегчающие и уско­ряющие трудоемкие опе­рации (сучение скани, пай­ки и др.).

В прошлом каждое из­делие от заготовки прово­локи и до окончательной пайки и монтировки де­лал один высококвалифи­цированный мастер-фили­гранщик, причем он обыч­но являлся и создателем- художником — автором изделия.

В настоящее время весь технологический про­цесс разбивается на ряд отдельных операций. В за­висимости от их сложно­сти и ответственности они выполняются мастерами различной квалификации. Различают большое разнообразие видов и разновидностей филиграни, которые чаще всего обозначают следу­ющими названиями.

Напайная филигрань (скань) — художественная обработка, когда узор из проволоки (гладкой или сученой), а также зернь напаивают непосредственно на листовой металл. Напайная филигрань имеет следующие разновидности:

а)         фоновая, или глухая, филигрань — простейший случай, когда филигранный узор напаивают на листовой металл (рис. 76), иногда дополнительно канфарят фон;

б)        просечная, или выпильная, филигрань, при которой после пай­ки узора фон удаляют либо просечкой, либо выпиловкой;

в)         рельефная филигрань по чеканке — сканный узор напаивают на заранее подготовленный чеканный рельеф;

г)         напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль (см. «Эмаль»), при которых после пайки скани все пространства между перегородками, образованными сканью, или их часть за­полняют эмалью (рис. 77).

Ажурная филигрань — обработка, при которой узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаивается только между собой, без фона, образуя как бы кружево из металла, а применяе­мую в этом случае зернь напаивают на это кружево. Ажурная филигрань имеет следующие разновидности:

а) плоская ажурная филигрань — весь предмет представляет со­бой плоское (двухмерное) кружево, образованное проволочными деталями, спаянными между собой в одной плоскости (рис. 78);

б)        ажурная филигрань с эмалью, или «оконная» эмаль (см. § 34), — проемы, ячейки между сканными деталями заполнены проз­рачной, просвечивающей эмалью, образуя как бы миниатюрный цветной витраж;

в)         скульптурно-рельефная ажурная филигрань — изделие пред­ставляет собой скульптурный, трехмерный рельеф (иногда горель­еф), образованные из ажурной филиграни;

г)         многоплановая, или сложная, филигрань — сканный узор, сос­тоящий из двух или многих планов, напаянных один на другой, т. е. когда на нижний узор, служащий как бы фоном, накладывают и при­паивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости; на нем может быть построен третий план и т. д. Таким образом, изделие приобре­тает трехмерный характер.

Объемная филигрань. К ней относятся объемные предметы, вы­полненные сканной техникой, — вазы, кубки, подносы, ларцы, короб­ки, объемные изображения зверей, птиц, архитектурные формы и т. п. Такие изделия изготовляют из отдельных частей, которые затем монтируют в целую композицию.

Отдельные элементы предварительно изготовляют по их раз­верткам каким-либо одним или несколькими видами сканной техни­ки из описанных выше. Изделие может быть выполнено из напайной филиграни (фоновой) с эмалью или чеканкой или из ажурной филиграни простой или многоплановой (сложной) и т. п. Иногда в одном предмете умело используют несколько разновидностей филиграни, ажурные детали чередуют с фоновыми, дополнительно украшенны­ми чеканкой, драгоценными камнями и эмалью и т. п. Это придает особое богатство и красоту всей композиции в целом (рис. 79).

Такое большое разнообразие видов и приемов филиграни воз­никло не сразу. Они сформировались в течение многовекового раз­вития сканной техники. Весь технологический процесс производства филигранных изделий (независимо от его размера и сложности) включает следующие операции.

Подготовительные операции. Проект филигранного изделия, выполненный художником, перед его переводом в материал прежде всего разбивают на составные части и для каждой объемной части вычерчивают развертку (для плоскостных изделий в этом нет необ­ходимости). Затем весь рисунок разбивают на составляющие его элементы и для каждого элемента устанавливают толщину и вид проволоки (скань, гладь, шнурок). Особенно это важно для изделий, поступающих в серийное производство. Эта разработка фиксируется или в чертеже, или прямо в образце непосредственно, выполненном в материале.

Следует заметить, что сложный по конфигурации орнамент необходимо разбивать на серию простейших элементов. Чем проще и короче отрезок проволоки, тем легче его подогнать к соответству­ющему участку контурной линии рисунка, а в целом верно и точно набрать весь рисунок. Выгибать из проволоки сложные и длинные профили нецелесообразно. Значительно проще и быстрее их соста­вить из отдельных отрезков простой конфигурации; при плотной установке места стыка отдельных элементов после пайки совершенно незаметны и не портят общего вида рисунка.

Заготовка скани. Материалами для изготовления скани служат чистые металлы: золото, серебро, медь. Их сплавы для этой цели обычно не применяют по двум причинам: во-первых, они обладают меньшей пластичностью и вязкостью; они более жестки и упруги, и это затрудняет волочение проволоки, ее сучение и набор скани. Во-вторых, температура плавления сплавов ниже, чем у чистых ме­таллов, что затрудняет пайку изделий. Однако иногда по экономи­ческим соображениям при работе из драгоценных металлов допус­кается заготовка скани из пробы 958 для золота и 916 для серебра. Но такая скань трудна в работе. Исключение составляет плавка зер­ни, которую можно изготовлять из сплавов указанных проб (и даже ниже), а для медных сканных работ зернь иногда плавят из латуни.

Скань изготовляют из проволоки; если она не соответствует по толщине сечению, указанному на чертеже (или образце), ее протя­гивают через соответствующий фильер волочильной доски. Воло­чильная доска, или циейзен, представляет собой стальную закаленную пластину, в которой просверлены ряды посте­пенно уменьшающихся по диаметру отверстий. Волочильную доску укрепляют в настольных тисках, конец проволоки заостряют напиль­ником и просовывают в отверстие волочильной доски. Захватив конец проволоки плоскогубцами, плавно, без рывков, протягивают проволоку через отверстие. Для получения чистой поверхности и уменьшения усилия применяют смазку (масло или воск). Переходя последовательно от одного отверстия к другому (меньшему), полу­чают проволоку необходимого сечения.

Однако при волочении проволока быстро нагартовывается, де­лается жесткой, трескается с конца и легко рвется. Чтобы избежать этого, ее необходимо периодически отжигать, доводя до темно­красного каления. При этом структура металла меняется и проволо­ка снова становится мягкой. Медную проволоку следует отжигать через каждые 3—4 отверстия, так же как и серебряную пробы 875. Проволока из чистого серебра гартуется меньше, ее можно протя­гивать, отжигая через 5—6 отверстий. Чистое золото проходит без отжигания 6—8 отверстий. При отжигании проволоку необходимо свертывать в кольцевой моток, следя за тем, чтобы витки плотно прилегали друг к другу, а готовый моток оплетать свободным кон­цом проволоки. Это необходимо для того, чтобы вся проволока в мотке нагревалась равномерно, не перегревалась и отдельные ее участки не могли бы оплавиться. Особенно это относится к тонким проволокам, отстоящие витки которой легко оплавляются. Если проволока очень тонкая, то ее наматывают на латунный ролик, ана­логичный нитяной катушке, так как при этом она равномерно прогре­вается и уменьшается опасность расплавления.

После каждого отжига проволоку отбеливают в слабом растворе серной кислоты (5—10%), промывают и просушивают. Особенно это относится к меди и лигатурному серебру. Проволоку из чистого серебра и золота можно опускать в горячем состоянии в чистую во­ду, это придает ей еще большую мягкость.

Проволоку, предназначенную для изготовления скани, после во­лочения ссучивают и плющат в вальцах. Ссучивание (свивание) скани в прошлом осуществлялось на скальнице — примитивном приспособ­лении, приводимом во вращение рукой, на что тратилось немало времени. В настоящее время скань сучат на быстро вращающемся шпинделе мотора или любого механизма, обеспечивающего быст­рое вращение (электродрель, станок и т. п.).

Скрутка скани не должна быть слабой. Обычно необходимая степень свивания филиграни достигается в два приема, в интервале между которыми проволоку отжигают, чтобы придать ей необходи­мую мягкость и пластичность. Скань заготовляют из отожженной про­волоки, отбеленной (в пятипроцентном растворе серной кислоты), промытой и высушенной. Ссученную скань прокатывают в вальцах и вновь отжигают, промывают и сушат. Такая скань готова к употреб­лению. Степень плющения скани может быть различна — от едва за­метной до сильной; чем шире, сильнее развальцована скань, тем прочнее изготовленное из нее изделие, так как поверхность пайки соответственно увеличивается.

Кроме сученой скани для филиграни применяют и гладкую валь­цованную (или просто круглую) проволоку, так называемую гладь, которая в сочетании со сканью значительно обогащает рисунок.

Шнуры для филиграни различают по толщине и рисунку. Их гото­вят различными приемами. Простейший шнур вьют, так же как скань, из двух, но более толстых проволок, не вальцуют, и в своем сечении он остается круглым. Более сложные по структуре шнуры сучат из трех или четырех проволок. Интересный рисунок приобре­тает шнур, если, свитый из двух проволок, он складывается вдвое и вновь сучится: при этом он становится плотным и сложным по структуре. Если же повторно свивать шнурок в обратную сторону, то он становится более рыхлым и оригинальным по рисунку. Этот вид шнурка придает особую красоту и богатство композиции. Своеобразный характер приобретает шнур, свитый из двух проволок раз­личной толщины.

Еще более сложный рисунок, значительно обогащающий сканные работы, имеет «плетенка», которую плетут как косу из трех (или бо­лее) проволок вручную. Плетенки заготовляют короткими отрезка­ми, так как плетение из длинных проволок сочень затруднительно — они путаются. Своеобразным декоративным элементом скани явля­ется «струнцал». Его изготовляют по принципу производства каните­ли— путем навивания тонкой по сечению проволоки на более тол­стую так, чтобы виток плотно ложился к витку. В сочетании со шну­рами и сканью гладкие линии, очерченные струнцалом, очень эффектны.

Одним из очень красивых элементов сканных работ является «зернь» (мелкие шарики). Она значительно дополняет и обогащает линейный рисунок, выполненный из проволоки, и напоминает жем­чужные обнизи в шитье. Зернь приготовляют следующим образом. Чтобы все зерна были одинаковыми по диаметру, необходимо про­волоку нарезать на одинаковые кусочки. Для этого тонкую проволо­ку навивают спиралеобразно (виток к витку) на ригель — гладкий цилиндрический стальной стержень. Полученную спираль снимают с ригеля и разрезают на отдельные витки (колечки). Затем, смешав такие заготовки (колечки) с угольным порошком, их нагревают в му­феле до оплавления. Колечки, разделенные друг от друга угольным порошком, сплавляют в точные круглые шарики одинакового разме­ра. При небольших заготовках зернь можно оплавлять на листовом асбесте или куске древесного угля. Если хотят получить правильные полушары, то заготовленные колечки оплавляют, положив их на листовую слюду. Нижняя часть такого шарика, которая обращена к слюде, становится плоской.

Набор скани. Процесс набора скани по рисунку состоит из двух операций: 1) выгибание каждого элемента рисунка из соответствую­щей проволочной заготовки (скани, глади или шнура) и 2) установка такого элемента на соответствующее место и закрепление клеем. Наиболее целесообразно предварительно заготовить все детали ри­сунка (завитки, колечки, овалы и т. п.), а затем устанавливать их на место. Эту работу ведут при помощи пинцета специальной формы — корнцанга, представляющего собой сложенную вдвое стальную по­лосу шириной от 10 до 15 мм и толщиной от 1 до 2 мм. Общая дли­на пинцета составляет 100—150 мм и её подбирают по руке; концы пинцета коротко заострены и слегка согнуты внутрь. Пинцетом рабо­тают, держа его в правой руке, а свободный конец проволоки при­держивают ногтем указательного пальца левой руки. Эту работу проводят на специальной, ровной металлической пластине (из цинка или алюминия) размером 150X200 мм и толщиной 2—3 мм.

В современных условиях при серийном производстве изделий для заготовки отдельных элементов рисунка применяют различные приспособления: для навивки колечек используют ригели — гладкие отрезки стальной проволоки различной толщины в диаметре от 0,5 до 10 мм (а иногда и толще); для формовки зубчиков (для кастов или фона) — специальные зубчатые вальцы. Проволока, про­пущенная через такие вальцы, приобретает равномерные зубчатые изгибы. Тот же результат, но с закругленными и несколько склонен­ными в одну сторону зубцами можно получить, если расплющить навитую на тонкий ригель и слегка растяную спираль.

Более сложные конфигурации (лепестки розеток и др.) получают при помощи плоскогубцев, рабочие концы которых запиливают спе­циальным образом. Применяют также специальные пресс-формы, в которых формуют более сложные элементы. Для резки скани слу­жат ножницы или специальный короткий небольшой нож, снабжен­ный деревянной рукояткой.

Из приготовленных первичных элементов производят набор ри­сунка и установку его на клей. Можно различить четыре способа набора скани в зависимости от ее вида (и разновидности).

Напайная филигрань (фоновая). В этом случае рисунок переводят на подготовленную (отожженную, отбеленную, промытую и высушенную) заготовку из листового металла (золота, серебра, красной меди), по толщине, размерам и конфигурации соответству­ющую рисунку и предназначенную для фона.

Набор начинают или с установки главных, наиболее крупных элементов композиции, выполняемых из толстого шнура, или, на­оборот, с рамок по контурам рисунка (если они предусмотрены). Если в композиции предусмотрены драгоценные камни, то начина­ют с определения мест под касты; затем ставят второстепенные эле­менты рисунка из более тонкой проволоки (скани или глади) и в конце самые тонкие и мелкие детали, заполняющие рисунок. На­бор заканчивают установкой зерни (если она предусмотрена).

В прошлом набор скани производили на столярный или вишневый (камедь) клей. Каждую деталь смазывали клеем и устанавливали на соответствующее место; это отнимало много времени. Сейчас в ка­честве клея применяют нитролак, клей БФ и др. При этом работа значительно упрощена и сводится к следующему: после укладки на место нескольких первичных элементов рисунка (завитков, колечек) на них сверху наносят каплю лака или клея, которая расплывается по рисунку, обволакивая проволоку тонким слоем, быстро высыхает и прочно приклеивает скань к фону.

При наборе плоских фоновых изделий необходимо следить за тем, чтобы детали были плоскими и ложились на фон ровно всеми своими точками по всей плоскости. Это обеспечивает их надежную пайку с одного раза. Желательно также, чтобы все детали плотно прилегали друг к другу, особенно в тех местах, где они сопрягаются встык,— это обеспечивает наибольшую сохранность рисунка от иска­жения в процессе пайки и делает места стыков незаметными. Нельзя допускать также отставания от фона и поднятия отдельных элемен­тов или участков скани над общим уровнем, так как при пайке они легко могут сгореть.

При наборе зерни (шариков) целесообразно под каждое зерно подкладывать колечко или канфарить фон, т. е. ударом острого че­кана намечать место для каждого зерна. Это облегчает набор и увеличивает его точность и соответствие рисунку, так как в этом случае шарики не катаются по фону, а хорошо фиксируются на своих мес­тах. Кроме того, при наборе зерни по канфарнику или на кольцо значительно возрастает прочность пайки шарообразный зерни за счет увеличения поверхности пайки.

Если же в рисунке колечки не предусмотрены, то можно употреб­лять зернь, сплавленную на слюде (полушаровидную). В тех случаях, когда зернь расположена как жемчужная обнизь, в одну линию, це­лесообразно ее набирать между двух тонких параллельных про­волок.

Объемная фоновая филигрань. Набор скани для этого вида осуществляют на предварительно выдавленные, штампованные (или дифованные от руки) объемные формы— цилиндры, конусы, шаровые поверхности или на еще более сложные формы — цветы, листья, изображения животных и т. п. — чеканные рельефы. Набор на объемную форму или рельеф делать значительно труднее по сравнению с плоскостью, так как элементы рисунка приходится пред­варительно изгибать по форме, чтобы они плотно прилегали к фону. Поэтому при изготовлении цилиндрических или конусных изделий (имеющих одну кривизну) часто используют набор скани на плоские развертки этих фигур, а после пайки филиграни на фон из такой развертки свертывают цилиндр или конус. Однако такой прием не­избежно ведет к некоторой деформации и искажению рисунка, осо­бенно если его элементы крупны и набраны из толстой или сильно развальцованной скани. Изделия, имеющие двойную кривизну, на­пример шар, этим приемом изготовить нельзя, так как они не име­ют плоских разверток.

Набор плоской ажурной филиграни. Набор этого вида филиграни производят при помощи нитролака на писчую бумагу (раньше так же, как и для фоновой филиграни, применяли столярный клей). Для этого рисунок переводят на бумагу и набор проводят так же, как и на листовой металл. Однако в этом случае плотность набо­ра имеет особое значение, так как при пайке детали рисунка долж­ны прочно спаяться только между собой из-за отсутствия фона. На рис. 80 показан правильно и очень плотно выполненный набор ажур­ной скани. Неплотный набор приводит обычно к высыпанию отдель­ных не спаявшихся элементов, что значительно усложняет работу, так как требует вторичной вставки их на место и вторичной пайки.

Не следует брать слишком толстую бумагу, так как при пайке она сгорает неравномерно и деформирует рисунок. Кроме того, от толстой бумаги образуется много золы, которая затрудняет процесс пайки. Нельзя также применять вместо писчей бумаги кальку или восковку.

На бор объемной ажурной филиграни. Набор этого вида филиграни производят на специальные шаблоны из малоугле­родистой стали; лучшим материалом служит черный декапир толщи­ной 0,5—0,8 мм или обычное кровельное железо. Шаблоны изготов­ляют вручную дифовкой или на давильном станке. Они должны быть цельными без паяных швов; по этой причине монтированные шаблоны не годятся, так как в процес­се пайки филиграни, которую выполняют на шаблоне, швы могут распаяться и испортить работу.

Набор на стальные шаблоны производят так же, как и при объемной фоновой филиграни, с той лишь разницей, что после пайки ажурная филигрань к шаблону не припаивается и лег­ко с него снимается. Часто ажурные объемные изделия и рельефы изготовляют иначе.

Набор производят на плос­кость, а затем после пайки из плоской ажурной заготовки дифуют необходимый объезде.

Плотно набранный и хорошо пропаянный ажур легко дифуется и принимает весьма слож­ные формы, в том числе и с двойной кривизной. Так, ажур­ный шар можно изготовить из двух кружков-розеток: из каж­дой дифуют полушар, а затем их спаивают вместе по пери­метру большого круга.

Для придания большей фи­зической прочности ажурным объемным изделиям с тыльной стороны к полученному релье­фу подпаивают специальный каркас из полос различной формы и конфигурации, смотря по ри­сунку. Большие сложные композиции собирают из деталей, каждую из которых выполняют и спаивают отдельно. Монтировку готовых деталей между собой производят или так же — на припой, или, если детали имеют различную отделку (серебрение, золочение), — после их отделки на специальные клямеры или на винтах.

Пайка филигранных изделий. Изделия, набранные на столярном клее, перед пайкой требуют обязательной обвязки тонкой железной проволокой — биндрой, так как при пайке столярный клей от нагре­вания вспучивается, кипит и загорается. В этот момент отдельные мелкие детали оказываются ничем не скрепленными между собой и могут рассыпаться. При обвязке фоновой филиграни биндру укла­дывают так, чтобы каждая деталь хотя бы один раз попала под ее виток и была прижата к фону.

При пайке ажурной филиграни, набранной на бумагу, ее привязы­вают к пластине из мягкой листовой стали толщиной 0,5—0,8 мм (или кровельного железа) несколько большего размера и предвари­тельно натертой мелом, чтобы филигрань не припаялась к пластине.

При наборе на нитролак и другие современные клеи обвязку обычно не применяют, так как, например, клей БФ удерживает дета­ли до момента пайки и, сгорая почти мгновенно, не дает изделию рассыпаться. Однако сложные объемные изделия, набранные на современных клеях, необходимо связывать.

В качестве припоев для пайки филиграни применяют специальные припои (табл. 24).

Припой употребляют в виде опилок. Для этого слиток припоя посредством личного напильника превращают в опилки, затем маг­нитом из измельченного припоя удаляют кусочки железа, которые попадают туда от напильника. Очистку припоя магнитом надо произ­водить обязательно, так как кусочки железа от напильника вместе с припоем, попадая на скань, заплавляются в ней и остаются незамет­ными до отбеливания готового изделия в слабом растворе серной кислоты. Здесь железо, реагируя с кислотой, образует красно-бурый нацвет на скани, трудно удаляемый и затрудняющий дальнейшую отделку изделия.

В качестве флюса при пайке применяют буру. Прокаленную и мелко измельченную буру смешивают с припоем в отношении 1 :1 по объему. Подготовленное к пайке изделие смачивают водой (луч­ше слабым раствором буры) и на мокрую поверхность не очень густо посыпают заготовленную смесь припоя с бурой.

Если припоя взято мало, то могут остаться непропаянные места и изделие будет недостаточно прочным. Избыток припоя не желате­лен, так как он заливает фактуру шнуров и скани, мелкие детали ри­сунка и портит внешний вид изделия. Пайку филиграни лучше всего производить широким, мягким, коптящим, восстановительным пла­менем керосина. Температура сгорания копоти почти совпадает с температурой плавления припоя (800—850°С). Пайка обычно проис­ходит быстро и очень чисто. Применение бензинового пламени дает хорошие результаты, однако, если пламя узкое (режущее), изделие может сгореть.

В прошлом необходи­мую температуру получа­ли посредством специаль­ной медной трубки — февки, через которую вдува­ли воздух в пламя кероси­новой лампы. Непрерыв­ное дутье требовало боль­шого навыка и, кроме то­го, было очень изнури­тельно.

В настоящее время ду­тье осуществляется от компрессора или при ин­дивидуальном пользова­нии— от мехов с ножным приводом.

Применять ювелирные припои, содержащие цинк, для пайки филиграни нельзя, так как при пов­торных пайках цинк раст­воряет тонкие детали узо­ра, а на более толстых про­волоках остаются глубо­кие раковины, которые трудно исправить. Испор­ченные детали приходится вырезать, а на их место набирать и впаивать но- вые. Кроме того, ювелирные припои, содержащие цинк, требуют тщательной предварительной очистки поверхности изделий, подлежащих пайке.

В сканном деле такая подготовка невозможна, так как при набо­ре скани применяют различные клеи, которыми удерживаются меж­ду собой мелкие проволочные детали сканных изделий, поступаю­щих в пайку. В процессе пайки сгорают клей и бумага, на которой осуществлен набор ажурной скани; в результате образуется зола, которая неизбежно попадает в швы, подлежащие пайке, и загрязня­ет их. Сканные припои «не боятся грязи» и хорошо «бегут» и «игра­ют» при наличии достаточного количества флюса — буры.

После пайки изделие проверяют и, если окажутся непропаянные участки (по причине недостаточно плотного набора), их исправляют и пропаивают еще раз. После этого изделие отбеливают в горячем пятипроцентном растворе серной кислоты. Отбеливание проводят очень тщательно, до полного удаления малозаметных стекловидных следов флюса (буры). Бура сильно мешает последующей гальвани­ческой отделке изделий (серебрению и золочению), так как золото и серебро не осаждаются на те места, где остаются пленки буры, и они ясно выступают своим розоватым цветом на золотом или серебряном фоне предмета.

Филигранные изделия могут быть репродуцированы посредством литья и гальванопластики (см. соответствующие разделы). Попытки повторять филигрань при помощи штампов также дали более или менее удовлетворительные результаты. Однако все эти приемы поз­воляют повторить только фоновую, глухую напайную филигрань.

Попытки воспроизвести ажурную филигрань посредством специ­ально изготовленного штампа хотя и дали некоторый результат, но получается рисунок, очень далекий от оригинала; кроме того, эконо­мически это нерентабельно ввиду высокой стоимости и непрочности таких просечных многопуансонных штампов. Иногда сученую скань заменяют нарезной проволокой и ее слегка насекают на готовом из­делии.

На рис. 81 изображена сканная серебряная подвеска, при изго­товлении которой применен этот способ. Толстая вальцованная про­волока, использованная для контура и основных линий орнамента, первоначально была гладкой, а после пайки изделия на ней сделаны насечки. Мелкий рисунок выполнен из сученой скани.

В последнее время широко распространилась скань из мельхио­ровой проволоки. Однако для учебных целей работа с этим материа­лом нецелесообразна, так как проволока из красной меди во мно­гом превосходит мельхиоровую по пластичности (легче набирается скань).

 

 

 

Источник: А. В. Флёров «Материаловедение и технология художественной обработки металлов»


Информация представлена на сайте исключительно для ознакомления.
Организаторы сайта не несут ответственности за последствия использования данных, указанных на сайте. Авторские права на статьи принадлежат их авторам. Мнения авторов статей необязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.