УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 

 

Упаковка. Упаковка ювелирных товаров бывает двух видов: первичная и дополнительная.

Первичная упаковка служит для сохранения первоначального товарного вида изделия до его продажи. Кроме того, она может служить и для хранения в ней вещи после продажи товара покупателю. Товарную упаковку конструируют и оформляют, учитывая размер и характер товара. Хорошо оформленную, индивидуальную для каждой ювелирной вещи-сувенира или комплекта, гарнитура, прибора и т. д. упаковку можно использовать в качестве оформления подарка; наличие на упаковке наименования предприятия, изготовившего товар, его адреса, фабричной марки, артикула и других данных служит хорошей рекламой.

Мелкие изделия стоимостью до 1р. 50к. прикрепляют к специальным фирменным этикеткам по 10 шт. и упаковывают в картонные коробки, стоимостью до 5 руб. — по одной штуке в художественно оформленные картонные коробки, стоимостью свыше 5 руб. — в индивидуальные художественно оформленные футляры. На внутренней стороне крышки каждой коробки или футляра ставят марку предприятия-изготовителя.

К каждому индивидуально упакованному изделию прикрепляют или вкладывают этикетку с маркой предприятия-изготовителя, наименованием изделия, его артикула, сортности изделия, розничной цены и штампа ОТК. В этикетках к золотым, палладиевым, платиновым и серебряным изделиям, выпускаемым по весу, розничную цену не указывают.

Изделия должны быть плотно уложены в коробки или футляры. Коробки с изделиями одной разновидности аккуратно заворачивают в бумажный пакет или укладывают в картонную тару. Футляры с изделиями дороже 5 руб. упаковывают в деревянные ящики, обшитые материей.

Стоимость футляра к ювелирным и золотым изделиям включается в розничную цену изделий.

Изделия серебряные весовые выпускают в различной упаковке: ложки, ножи и вилки — в картонных коробках по 6 и 12 шт.; рюмки, стопки, бокалы, фужеры, солонки, ситечки для чая, лопатки для пирожных и т. д. — в картонных коробках по 1, 2, 3, 6 и 10 шт.; чайники, сахарницы, конфетницы, подстаканники, вазочки для варенья, дорожные ложки для заварки чая, портсигары и др. — в индивидуальных картонных коробках.

Серебряные изделия, независимо от укладки в коробку, обязательно должны быть завернуты (каждая штука отдельно) в тонкую мягкую бумагу, чтобы на их полированной поверхности не образовались царапины, потертости, вмятины в результате трения и ударов при транспортировании. На коробках обязательно должна быть этикетка с маркой предприятия-изготовителя, наименования изделия, артикула, розничной цены и штампа ОТК.

Изделия, заворачиваемые пачками в бумагу, обычно перевязывают шпагатом и пломбируют. На них наклеивают такую же этикетку, что и на коробки.

Некоторые изделия из серебра выпускают в виде гарнитуров или наборов в специальных футлярах: винные приборы, состоящие из подноса, графина и шести рюмок (или только из подноса и шести или трех рюмок); чайные приборы на две или на одну персону; чайные или кофейные приборы из серебра с филигранью и эмалью; сахарницы, подстаканники, чашки с блюдцами с филигранью и эмалью и т. п. В этих случаях специальные футляры отпускают покупателям за отдельную плату сверх розничной прейскурантной стоимости серебра.

Столовое, чайное серебро и другие серебряные изделия по желанию покупателей могут отпускаться в футлярах. Цены на такие футляры установлены по прейскуранту на ювелирные изделия. Футляры выпускают: для столовых приборов из четырех предметов на 1, 2, 3 и 6 человек; для 6 и 12 столовых и 6 чайных ложек; для подстаканников с ложкой; для 3 и 6 рюмок, 3 и 6 стопок без подносов и с подносом и для одной стопки и др.

Футляры могут быть различной геометрической формы (квадратной, прямоугольной, овальной и др.). Замок футляров должен обеспечивать плотное закрывание крышки и предохранять ее от самооткрывания. Внутри футляра помещается подушечка, обтянутая полубархатом, с отверстиями или местом для крепления изделия, которые должны соответствовать его размеру.

Корпус и крышку изготовляют из фанеры, картона или пластмассы и оклеивают ледерином на бумаге или ткани или кожей. Футляры оклеивают кожей только для дорогих изделий.

Корпус и крышка должны плотно прилегать друг к другу без перекосов как без изделий, так и с вложенными изделиями.

Поверхность футляра должна быть гладкой, без вмятин, шероховатостей, царапин, следов клея, видимых невооруженным глазом. Края не должны иметь острых кромок. Внутренняя отделка не должна иметь пятен и подтеков клея. Цвет оклеенного материала должен быть однородным.

Хрусталь в серебряной оправе упаковывают в индивидуальные картонные коробки; изделия из недрагоценных металлов — так же, как и серебряные изделия. На этикетках и наклейках на коробках, помимо таких же данных, как на серебряных изделиях (за исключением пробы и веса), обязательно должен быть указан сорт изделия. Янтарные изделия, как правило, выпускают в индивидуальной упаковке — в коробках.

Художественные изделия из папье-маше с палехской, мстерской, федоскинской и холуйской живописью упаковывают в индивидуальные картонные коробки, выложенные внутри слоем ваты, предохраняющей лаковую полировку от трений, царапин и ударов; камнерезные художественные изделия — в коробки, выстланные ватой, или завернутыми в мягкую бумагу и уложенными в ящики, набитые соломой. Следует помнить, что нежная отполированная поверхность камнерезного изделия может быть легко потерта и поцарапана.

Художественные изделия чугунного литья завертывают в бумагу, укладывают в ящики и закрепляют.

Дополнительная (тарная) упаковка предназначена для транспортирования ювелирных, золотых, серебряных и некоторых металлических изделий, пересылаемых, как правило, ценными почтовыми посылками или через спецсвязь.

Изделия укладывают в ящики плотно, свободные места заполняют бумагой, мягкой стружкой или другими мягкими материалами с тем, чтобы предохранить упакованные в ящик изделия от повреждений в пути.

Упаковываемые в посылочные ящики товары проверяет лицо, назначаемое администрацией данного предприятия. По установленной форме составляют акт вложения за подписями материально ответственного лица, отборщика и проверяющего в двух экземплярах: один экземпляр вкладывают в посылку, а второй остается при товарных документах у отправителя.

Ящики обшивают целым куском ткани так, чтобы остались только продольный шов и швы, проходящие по завертке ткани на торцах ящика. При повторном использовании обшивочной ткани прежние посылочные надписи должны быть обращены внутрь, лицевая сторона должна быть чистой. На обшивке делают ясную, четкую надпись химическим карандашом, в какую сумму оценивается посылка, адрес получателя посылки и адрес отправителя.

Обшивку прошивают прочным целым шпагатом в установленном почтой порядке; после завязки оставляют свободные концы размером 12—15 см. При пересылке через спецсвязь отправитель опечатывает посылки сургучом своей печатью по швам и припечатывает концы шпагата.

Ювелирные товары, транспортируемые железнодорожным, водным и другим видом транспорта, упаковывают в твердую тару, обтянутую по краям железной полосой или проволокой, опломбированной с таким расчетом, чтобы было невозможно вскрыть ящик без повреждения опломбированной проволоки.

Бьющиеся изделия (хрусталь, хрусталь в серебре и др.) должны быть упакованы с особой осторожностью. Каждый предмет обкладывают мягкой стружкой или бумажными обрезками, затем вкладывают в картонную коробку; изделия можно заворачивать в бумагу, а затем обвязывать шпагатом. При укладке изделий в ящик между предметами простилают стружку или бумажные обрезки, чтобы вещи не могли разбиться.

При пересылке или транспортировании хрусталя в серебре и других хрупких изделий, которые могут подвергнуться порче от толчков, ударов, неправильного положения в пути и при перегрузках, на ящиках должны быть сделаны предупредительные надписи: «Верх», «Не кантовать», «Не переворачивать», «Не бросать», «Осторожно — стекло».

Транспортирование. Перевозить ювелирные изделия можно любым видом транспорта с соблюдением мер, предохраняющих товар от действия атмосферных осадков и механических повреждений; иногородним заказчикам изделия отправляют в контейнерах или упакованными в деревянную или картонную тару в зависимости от количества и веса изделий, подлежащих транспортированию.

Изделия из золота и платины транспортируют почтовыми посылками через спецсвязь.

Хранение. Ювелирные изделия, как правило, имеют полированную или матированную поверхность, часто дополняемую различными видами художественно-декоративной отделки (золочение, гравирование, эмалирование и т. п.). Такая поверхность легко может быть испорчена из-за различных механических воздействий (царапин, ударов и т. п.). Кроме того, золотые и серебряные изделия окисляются и темнеют в результате воздействия на лигатуру газов, испарений химикатов, атмосферных влияний и выделений кожи человека при соприкосновении с указанными изделиями.

В углублениях изделий с гравированием, чеканкой, филигранью с эмалью, а также с крапановыми кастами накапливаются пыль и грязь. Серебряные золоченые изделия от неумелой и частой протирки теряют золочение и становятся местами белыми.

Хранение ювелирных, золотых и серебряных товаров и уход за ними должны быть организованы так, чтобы не допустить снижения их первоначального качества.

С ювелирными товарами следует обращаться бережно, не допускать ударов, толчков, трений, царапин, не оставлять на вещах следов от прикосновений пальцев.

Товары, выставленные или выложенные в пультах, шкафах и на витринах, должны быть помещены в специальные лотки, так называемые низки, или же в специальные коробки и на пластмассовые подставки. В пультах, шкафах и на витринах, где товары выставлены открытыми, должны быть образцовый порядок и чистота, чтобы пыль и влага не могли туда проникнуть.

Запас товаров, а также рабочий запас в прилавочных ящиках и шкафах на рабочих местах должен храниться в сухом отапливаемом помещении, без резких колебаний температуры, защищенном от доступа влаги и пыли, в строго систематизированном порядке, сложенным раздельно по видам, сортам, артикулам, с укладкой, удобной для быстрого подсчета. Товары размещают или в коробках или завернутыми в бумагу.

Изделия из хрустального стекла, коробки из папье-маше, крупные серебряные изделия и т. п. следует ставить на жесткие поверхности, так как эти изделия легко царапаются и на них остаются следы царапин.

Продавцы ювелирных товаров должны всегда работать с замшей или с чистой мягкой фланелью в руках, чтобы не оставлять на вещах влажных следов от пальцев, вызывающих окисление, потемнение и пятна. При показе покупателю и по окончании осмотра изделия необходимо протирать, чтобы удалить следы прикосновения рук.

Запасы золотых, а по возможности и серебряных изделий, следует хранить в несгораемых шкафах. Золотые изделия, нахо­дящиеся в пультах и витринах, выставленные к продаже, по окончании рабочего дня должны быть убраны в несгораемые шкафы.

Металлические изделия из латуни, меди, мельхиора, томпака и т. п. (окисляющиеся) требуют особого ухода, так как они наиболее подвержены окислению или коррозии. Эти изделия, кроме того, легко поддаются трению, царапанию, деформации, повреждению никелировки и полировки. Поэтому при их распаковке, разборке, переноске и укладке необходимо соблюдать осторожность. Через каждые 10 — 15 дней эти изделия проверяют для того, чтобы установить, не возникла ли на них коррозия. Если такие товары прибыли на склады или в магазины в зимнее время, не следует их распаковывать до тех пор, пока их температура не сравняется с температурой воздуха в помещении; в противном случае на изделиях может конденсироваться влага.

Художественные изделия из папье-маше, янтарные, бисерные и другие также требуют бережного и заботливого обращения с ними. Изделия с применением клея (футляры, коробки, шкатулки и т. п.) хранят в сухом месте, но вдали от печей или других отопительных приборов, так как эти изделия от нагревания деформируются.

При выставке товаров на витринах необходимо помнить, что нельзя выкладывать такие изделия, которые выгорают и портятся под действием лучей солнца (художественные изделия из папье-маше), янтарные, филигранные с эмалью и др.). Зимой, если витрина не защищена от замерзания и влаги, нельзя выкладывать товары, подвергающиеся порче от конденсации на них влаги.

При появлении на золотых изделиях с натуральными или искусственными камнями (кроме стекол с амальгамой) потемнения или загрязнения следует протереть их замшей или промыть чистой мягкой щеточкой в слабом мыльном растворе с тремя — пятью каплями нашатырного спирта на полстакана чистой теплой воды. После этого необходимо сполоснуть изделие в горячей воде и дать ей испариться; при загрязнении пылью — осторожно почистить сухой мягкой чистой щеточкой.

С.В. ТАРАСОВ, С. А. СЕЛИВАНКИН,   ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ и  ЧАСЫ

УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Пролистать наверх