Скульптурные воски

Скульптурные воски

 

  1. Особенности скульптурного воска

Воск – один из древнейших скульптурных материалов. Он широко применялся в Древней Греции и Риме как подсобный материал для лепки и приготовления моделей, по которым затем отливали бронзовую или другую металлическую скульптуру. Известная статуя Петра Первого также была выполнена из воска.

Если художественное изделие небольшое и не является эксклюзивным, то его также можно выполнить на инжекторе. То же касается изделий, которые возможно выполнить по частям. Но всегда следует учитывать количество необходимых изделий и требования, предъявляемые к нему, выбирая тот или иной способ получения модели.

В случае, когда большие размеры восковых моделей не позволяют делать качественные восковые отливки с помощью воскового инжектора, рекомендуется использовать метод прямой заливки растопленного воска. При использовании обычных инжекционных восков в этом случае, на крупных изделиях наиболее существенно проявляются такие дефекты, как неравномерная объемная усадка, пузыри и т. д. Во избежание возникновения подобных проблем, рекомендуется использовать специальные скульптурные воски, которые годятся также для лепки, резьбы, прямой заливки и пр. К тому же, скульптурные воски для прямой заливки должны обладать большей текучестью, чем инжекционные, так как заливаются без дополнительного давления. [10].

 

Для скульптурного воска важной является не температура плавления, а температура размягчения, которая колеблется в пределах 60-80ºС. До 45% легче обычного пластилина. По своим свойствам они напоминают модельную глину. После нагрева материал отлично лепится и ему можно предать любую форму. Для равномерного нагрева их опускают в горячую воду. Как и для любой скульптуры из других материалов очень важным является липкость воска, что позволяет без труда соединять детали или наоборот. Его используют для прямой заливки (он дает гораздо меньшую усадку, чем инжекционный воск). Небольшое расширение и малая усадка – его основные положительные характеристики. Ниже представлены художественные изделия, выполненные из скульптурного воска (рис.9).

 

Рисунок 9. Художественные изделия из скульптурного воска.

 

Этот воск имеет 3 типа твердости: твердый, средний и мягкий. Для удобства при выборе воска производители делят его на 3 типа:

-стартовый

-основной

-финишный

Стартовый воск применяют для создания твердой основы и каркаса. Из-за получаемых нагрузок к нему предъявляются особые требования по твердости. Стартовый воск, в свою очередь, делится на 2 подтипа: обычный и имеющий повышенную гибкость. Он должен хорошо вытапливаться и выжигаться. Стартовый воск может выдержать большие нагрузки веса скульптуры. Составляет от 20 до 35% восковой скульптуры.

Основной воск наносят на подготовленный каркас (рис.10), из стартового воска, формируя основную часть восковки.

 

Рисунок 10. Каркас из основного воска.

Он делится на 2 подтипа по свойствам:  мягкий и средний. Основным требованием, которое предъявляют к этому воску это равномерность нанесения и хорошая обрабатываемость инструментами (резьба и т.д.). Не имеет большой твердости. Не требует большого нагрева (как стартовый) для предания формы. Но он плохо держит свой вес. Мягкий – используют только для верхних частей изделия или плавных наружных частей. Мягкий воск очень липкий (часто требуется охлаждение при работе) и его трудно полировать. Прекрасно подходит для создания пробных скульптур и быстрого формирования деталей. Большие скульптуры на60 -80% состоят из этого воска.

Финишный воск наносят тонкими слоями. Этот вид воска должен быть самым прочным, чтобы при финишной доработке деталей мастер не смог повредить уже существующую конфигурацию восковки. Его применяют для тончайших и очень сложных деталей и конструкций. При не сложных конфигурациях скульптуры он может вообще не применятся. Иногда финишным заменяют стартовый воск из-за его прочностных свойств, но при очень большом весе может трескаться или ломаться. Отлично полируется. Скульптурный воск может иметь различную окраску. С помощью цвета автор может выделить этап производства или определенные зоны скульптуры, светотени, контуры. Следует отметить, что скульптурные воски могут содержать различные органичные примеси. В последнее время стали очень распространены скульптурные материалы (например, Castilene). Они имеют похожие свойства со скульптурным воском, но могут иметь десятки других компонентов. Воск в них может быть основным или дополнительным компонентом [13]

Виды восков для художественных работ

Теперь давайте рассмотрим и некоторые воски, которыми мы можем воспользоваться при необходимости создания художественного изделия.

Castilene  это скульптурный материал на основе воска с добавлением органических материалов (рис.11). Он обладает свойствами воска и пластилина. Существует три вида жесткости: твердый, средний и мягкий и двух цветов серо-зеленый и розовый. Между цветами нет разницы в рабочих характеристиках. Цвет – дело предпочтения. С помощью цвета можно выделить этап производства или определенные зоны на скульптуре. Castilene не содержит сульфидов, не ингибирует с силиконами и другими резинами. На 40% легче, чем обычный пластилин. Растапливается и отливается в формы при температурах 70-75ºС, не требует поддерживающей арматуры (средний и твердый). Не дает усадки при застывании и незначительно расширяется при нагреве. Выгорает как классический воск, можно применять в технологии по выплавляемым моделям. Все три вида совместимы, твердый может использоваться как основа для более мягких Сastilene.

 

Рисунок 11. Скульптурный воск Castilene и выполненная из него скульптура.

Твердый Castilene более устойчив при обычном обращении и может поддерживать свой вес любой формы, что исключает необходимость каркаса. По нему можно выполнять работы по деталировке любого уровня, а так же шлифовать и полировать. Твердый воск будет лепиться, если его нагреть. Его также можно использовать как каркас для более мягких видов Сastilene. Все три вида легко смешиваются между собой. Твердый – режется очень хорошо обычными инструментами по воску. Иногда скульпторы делают изделие из мягкого и среднего Сastilene, затем снимают силиконовую  форму и отливают в нее твердый Castilene, в котором, если требуется, прорабатывают более мелкую деталировку и отдают на литье по выплавляемым моделям. Средний слегка мягче твердого, некоторые скульптуры пользуются им для создания внешних слоев скульптуры. Он не требует такого нагрева как твердый, что облегчает работу с ним при обычной лепке. Средний может плохо держать собственный вес в сложных конструкциях, но легко справится с геометрическими формами. Для сложных конструкций можно в качестве поддерживающей основы использовать твердый, а средним прорабатывать верхние слои. Он не такой липкий как мягкий, но все же полировать его сложно. Лучше предварительно его замораживать. Мягкий Castilene очень мягкий, позволяет работать без предварительного нагрева. Он хорош для быстрого создания деталей и пробных скульптур. Его можно использовать поверх твердого и среднего Castilene. Он практически не поддается полировке. Им можно пользоваться как обычным бессульфидным пластилином [11].

Скульптурные воски Victory (рис.12). KC 278-0 Soft. Воск для ручной формовки и лепки. С данным воском можно работать так же, как с модельной глиной. Воск легко липнет, хорошо формуется. Хорошо вытапливается, выжигается начисто. Проверенный временем фаворит среди восков для скульпторов. Температура размягчения 74оС.

KC 1597-A более твердый воск, чем 278-0 для массового литья. Легко и чисто режется. Лепится при разогреве в горячей воде. Хорошо подходит для тонких изделий с высокой степенью проработки, особенно когда требуется последующая доработка и резьба. Температура размягчения 74,5оС.

KC 1597-E экстра твердая версия воска 1597, которая имеет исключительные характеристики при механической обработке и резьбе. Подходит для исключительно тонких деталей и прекрасно обрабатывается. Температура размягчения 64оС.

 

Рисунок 12. Скульптурные воски Victory для ручной формовки и лепки

 

Воски Victory для свободной заливки.

KC1467 A Dark Red. вязкий, текучий воск, который может использоваться как для литья массовой мелкой пластики, так и для особо крупных отливок. Обрабатывается основными скульптурными инструментами. Выгорает без остатка. Имеет минимальную усадку и зольность. Температура размягчения 67оС.

KC 1364-B Red Sculpture Wax Base универсальный воск, который может использоваться как самостоятельно, так и в качестве модификатора для восковых смесей, снижающего неравномерную объемную усадку. Легко перемешивается с любыми восковыми смесями, гарантированно уменьшает их усадку. Температура размягчения 64,5оС.

KC 1767-S White самый твердый и сухой из всех литейных скульптурных восков. Содержит органический наполнитель, снижающий объемную усадку, что особенно важно для крупных отливок. Хорошо режется и обрабатывается механически, полностью выгорает, не оставляя золы. Температура размягчения 90,5оС [12]

Воск MW-11 Blayson – модельный для машинной обработки и гравировки, универсальный (рис.13) Тпл. 60ºС, температура инжекции равна 67-71ºС, температура ручной заливки 90-95 ºС, зольность 0,05%, поставляется в блоках размерами 180х50мм. Производитель – США.

 

Рисунок 13. Воск MW-11 Blayson

Воск MW-20 Blayson – модельный для машинной обработки и гравировки, особо твердый (рис.14), Тпл равна120ºС, температура ручной заливки 135ºС, зольность 0,05%, поставляется в блоках размерами 180х50мм.

 

Рисунок 14. Воск MW-20 Blayson

Воск MW-15 Blayson – модельный для машинной обработки и гравировки, твердый (рис.15). Температура размягчения равна 100ºС, зольность 0,05%, поставляется в блоках 180х50мм.

 

Рисунок 15. Воск MW-15 Blayson

Воск модельный для лепки зеленый ВМЛ-2. ЮМО – скульптурный воск зеленого цвета с температурой плавления 75°C. Детали из воска ВМЛ-2 могут быть соединены с деталями из восков предназначенных для механической обработки. Размягчается в руках и затвердевает при комнатной температуре. Размеры, мм 82x145x37. Вес, г 450 (рис.16).

 

Рисунок 16. Скульптурный воск ВМЛ-2

Воск модельный в брусках пурпурный ВМР-1. ЮМО. Воск фиолетового цвета с температурой плавления 85°C (мягкий). Размеры, мм 90х150х40. Вес 450г. Также есть похожий синий ВМР-3 и модельный воск в брусках зеленый ВМР-2. ЮМО. Воск зеленого цвета средней твердости. Температура плавления 80°C. Размеры, мм 90х150х40. Вес, г 450 (рис.17, 18, 19) [14].

 

Рисунок 17. Воск ВМЛ-1

 

Рисунок 18. Воск модельный ВМР-3.

 

Рисунок 19. Воск модельный ВМР-2.

 

Воск Ferris Red Mold-A-Wax (мягкий) (рис.20). Этот пластичный воск используется для создания ювелирных украшений и скульптур любой формы методом литья по выплавляемым моделям. Его можно раскатывать, изгибать, перекручивать и придавать ему бесконечное разнообразие уникальных форм. Красный Mold-A-Wax предпочтительно использовать также для ремонта восковых моделей, сборки конструкций из воска, в качестве воска для невидимой закрепки при литье с камнями, или в качестве трансферного воска для гравировщиков. Поставляется в виде блоков по 0,45 кг. Производитель Freeman, США [15].

 

Рисунок 20. Воск Freeman Red Mold-A-Wax

Торговая марка Ferris также имеет большое количество модельных восков, которые также могут быть использованы как материал для изготовления художественных изделия. Используя модельный воск можно осуществить практически любую задумку художника. Это универсальный материал, который имеет однородную структуру, достаточную прочность, пластичность, хорошо держит заданную форму, имеет высокую температуру плавления от 100 градусов по Цельсию, к нему можно применить различный металлорежущий и деревообрабатывающий инструмент.

 

 

 

Источники:

[1] – Моделирование из воска для ювелиров и скульпторов Лоуренс Калленберг; Пер. С англ.— Омск: Издательский Дом «Дедал-Пресс», 2004.— 256 с, с ил. Страница 249.

[2] – http://www.lasso.ru/hand-modeling/wax/waxes-for-modeling.php#vodorastvor_vosk

[3] – http://voskovka.at.ua/publ/1-1-0-19

[4] – http://www.polystar.com.ua/goods.php?Id=6290

[5] – http://www.riogrande.com/Search/water-soluble-wax

[6] – http://tulaspecinstr.ru/sapphire_litye_vosk-modelirovanie.html

[7] – http://www.blayson.ru/r_and_d.php

[8] – http://www.freemanwax.com/soluble-waxes.html

[9] – http://www.contenti.com/products/casting/164-720.html

[10] – http://www.lasso.ru/hand-modeling/wax/waxes-for-modeling.php#lipkiy_vosk

[11] – http://www.lassoplast.ru/catalog/materialy-dlya-modelirovaniya/866/

[12] – http://do.gendocs.ru/docs/index-91849.html?Page=2

[13] – http://voskovka.at.ua/publ/1-1-0-9

[14]http://www.almandinshop.ru/joom15/index.php?Option=com_virtuemart&page=shop.browse&category_id=11&Itemid=17

[15] – http://www.ruta.ru/product/271254_vosk_montagnii_MOLD_A_WAX_krasnii_450_g/

Скульптурные воски
Пролистать наверх