История ювелирного дела

О художественных деталях, их обработке написа­но много книг. Они представляют историю ювелир­ного дела, методы изготовления деталей из драгоцен­ных металлов, вопросы технологии, материалов обо­рудования, приспособлений и т.д.

В нашем издании представлена история изготовле­ния ювелирного литья и предметов декоративно-при­кладного искусства из драгоценных и цветных метал­лов, и дана классификация ювелирных изделий, со­хранившихся до настоящего времени.

Золото, серебро, платина были известны человеку еще с незапамятных времен. Ему были известны все достоинства этих металлов. Человек находил их в ви­де самородков, отличавшихся не только красивым внешним видом, но и высокими физико-механичес­кими свойствами: невысокой температурой плавле­ния, что очень важно для расплавления; легкостью механической обработки и т.д. Ювелирное дело с раннего периода (многие тысячелетия до н.э.) и до на­ших дней считается одним из наиболее выдающихся ремесел. Народы многих континентов (Азии, Афри­ки, Южной Европы) украшали ювелирными изделия­ми из драгоценных металлов оружие, сосуды, одежду, мебель и даже стены. Стиль, называемый «золо­тым листом», был распространен на Дальнем Восто­ке, в античной Греции, Мексике и Перу. Греки очень быстро переняли способы украшений, которые были присущи персам, халдейским и египетским масте­рам, и внесли много своего в искусство украшатель­ства: чеканку, гравирование, тиснение, дифовку, ков­ку, литье, чернение, эмалирование, грануляцию, скань и т.д.

У греков искусство изготовления ювелирных изде­лий переняли этруски и римляне. В период существо­вания Римской империи ювелирное дело получает широкий размах. Так, Помпей Великий обладал золо­тым сервизом на тысячу персон, император Нерон выстроил дом из золота.

Общее представление об античном ювелирном де­ле дали раскопки царских курганов Причерноморья VI —V вв. до н.э. и памятники Прикубанья, относя­щиеся приблизительно к тому же периоду.

В собрании Эрмитажа Гильдесгейские сокровища (I в. н.э.), сокровища из Боскореале (тот же период), Нормандский, Бернейский клады (II —III вв. н.э.), хра­нящиеся в Париже, и ряд других усиливают пред­ставление о старом ювелирном деле. С распадом Рим­ской империи массовое искусство, в том числе и юве­лирное дело, пришло в упадок в Европе, а центр ювелирного изготовления переместился на восток в Византию, которая стала представлять собой круп­нейший художественный центр. Стремление к рос­коши в то время было характерно для Востока, что вызвало резкое увеличение производства драгоцен­ных металлов. Например, Софийский собор в Кон­стантинополе (Стамбуле) был целиком украшен золо­том, а в императорском дворце находилось большое количество золотых сосудов. Если в ранних греческих и римских изделиях из драгоценных металлов первенствовала пластика, то в Византии — любовь к цвету, которая была проявлена в широком использо­вании эмалей, камней-самоцветов и филиграни.

В Европе ювелирное дело сохранилось в галльских и германских колониях, во Фландрии и Англии. Но­вый подъем этого искусства наступил около X в. н.э. В Германии ювелирным искусством занимались мо­настырские в Трире, Эссене, Регенсбурге, а также в светских мастерских Лотарингии. Во Франции в ран­нем Средневековье искусство художественной обра­ботки драгоценных металлов нашло свое пристанище в мастерских Реймса и Лиможа.

Когда наступило время готики, появились бюсты-реликварии, сосуды реликварии, потиры, фигуры Иисуса Христа, Девы Марии и апостолов, а также — застежки плащей круглой или квадратной формы. До XIV в. церковь была единственным заказчиком изде­лий из драгоценных металлов. В XV в. в городах гиль­дии и корпорации стрелков располагали большим ко­личеством серебра, а дворянство и бюргерство имело большое количество золотых изделий.

Центрами ювелирного дела в Средневековье были мастерские ремесленников. В большей степени в го­родской среде (особенно) отмечался абстрактный на­турализм. Формы высокой готики были отодвинуты на второй план. Частыми изделиями ювелирного ис­кусства стали кубки в виде виноградной грозди, яб­лок, ананасов. Изготавливали кубки с крышками са­мых различных форм (конические, сердцеобразные, витые и целые наборы из входящих друг в друга куб­ков. Полюбившимся свадебным подарком стали куб­ки, соединенные друг с другом краями. Стол украша­ли причудливые предметы сервировки необычных форм, например в виде башен, зверей, кораблей. Посудой пользовались не серебряной, ее подавали толь­ко в торжественных случаях. В позднем Средневеко­вье наибольший расцвет наблюдался в Германии. Здесь ювелиры работали совместно с художниками. Такое сотрудничество позволило применять цветные эмали. К крупнейшим ювелирам относятся Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн и Людвиг Крус.

В XV —XVI вв., когда в Европе господствовала го­тика, в Италии начался Ренессанс. Его провозвестни­ками выступили ученые, художники, поэты. Нача­лось увлечение дорогими ювелирными изделиями из драгоценных металлов. В это время ювелирное дело, которое концентрировалось во Флоренции, Риме и Венеции, приняло скульптурные формы. Стали преобладать хрустальные сосуды в оправе из драго­ценных камней и металлов. Работы ювелиров этого времени (Сансовино, Вероккио, Гиберти, Гирландайо и Брунелески) до сих пор поражают наше воображе­ние. Наиболее известным ювелиром эпохи Возрож­дения был Бенвенуто Челлини, автор прославленной «Солонки Франциска I», украшенной фигурками Мо­ря и Земли. Это произведение искусства отражает художественное видение художника и ювелира. Из­делие отличает виртуозное исполнение, присутству­ет игра золота, серебра и эмалей, обилие драгоцен­ных камней и заимствованные из мира природы мо­тивы.

В Европе XVI — XVII вв. процветало барокко, тяго­тевшее к торжественному «большому стилю», стре­мившееся к величию и пышности, к совмещению ре­альности и иллюзии. Во времена Контрреформации церкви одаривались дорогими ювелирными изделия­ми. Настоящими произведениями искусства выгляде­ли потиры, дарохранительницы, которые делали из чистого золота или позолоченного серебра. Их декорировали чеканными узорами, филигранью и сканью в сочетании с цветными камнями и эмалью. Из сере­бра делали целые алтари и гробницы с фигурами по­гребенных. Но все же излюбленными предметами ювелирного дела остаются блюда, парадные кувши­ны, лохани и кубки. Популярными становятся круж­ки и стопки с откидной крышкой. (Даже в наше вре­мя любителям пива подают кружки с закрывающей­ся крышкой, которая поднимается нажатием большого пальца во время совершения глотка из ука­занной посуды.) Поверхность крышки заполняется чеканным или литым декором.

Серебро в XVIII в. было самым популярным метал­лом. Столовые сервизы — иногда на 3000 персон — состояли из суповых мисок, тарелок, блюд, подносов, солонок и др. изделий. (Некоторые столовые принад­лежности дошли и до наших дней.) Из серебра делали подсвечники, бра, рамы для картин и зеркал, пись­менные и туалетные наборы, табакерки, мебель и многое другое.

Большое количество изделий из серебра было из­готовлено во Франции в эпоху рококо при Людовике XV (1710— 1774). Ювелиры в это время изготавлива­ют мелкую утварь, табакерки, баночки, набалдашни­ки для тростей, флаконы, швейные принадлежности и т.д. Особенно ценились золотые табакерки.

В 1789 г. во Франции появились дешевые англий­ские изделия широкого пользования. Их дешевизна объяснялась тем, что операции по ковке и прессова­нию механизировали и, таким образом, вытеснили ручные операции, бытовавшие во Франции при худо­жественной обработке металлов.

К шедеврам английского ювелирного искусства принадлежит серебро королевы Анны (1665—1714), которое отличается простотой и   благородствомформ. Особо следует отметить ювелира-художника Р. Адама (так называемое «Адамово серебро»). Он со­здавал вазы с крышками, коробочки, кувшины, блю­да и подсвечники.

В начале XIX в. наиболее ценные изделия из драго­ценных металлов создавались в эпоху Наполеона. Образцом служило искусство Римской империи и Древнего Египта. Проекты ювелирных изделий раз­рабатывали императорские архитекторы Персье и Фонтен, а изготавливали их мастера Одно, Бьенне и Огюст.

Во второй половине XIX в. в результате широкого внедрения штамповки, прессования, гальванопласти­ки электрохимических покрытий и других достиже­ний науки и техники в ювелирное производство и среду малой пластики рынок был наводнен деше­вой и примитивной продукцией, и только изредка по­являлись высокохудожественные произведения юве­лирного искусства.

В начале XX в. произошел временный подъем ху­дожественного творчества в ювелирном деле под на­званием lugendstil, и с использованием традиций японского искусства.

Высокого уровня достигло ювелирное дело в Древ­ней Руси, где оно играло важную роль в общественной и культурной жизни. Большой интерес представляют памятники ювелирного искусства Киевской Руси, Древнего Новгорода — исключительные по художест­венной выразительности и уровню ремесла. Разнооб­разием используемых ювелирных приемов отличались произведения серебряников Владимиро-Суздальской Руси, применявших при их изготовлении чеканку, скань, эмалирование, чернь, резьбу и позолоту.

С XVIII в. до начала XX в. в ювелирном деле, как и во Франции, применяются те же стили. Однако мастерство русских ювелиров оказалось таким высо­ким, что лучшие их произведения сохранили художе­ственную ценность и отличаются высоким уровнем ювелирной работы по сегодняшний день. Так, в нача­ле XX в. мировую известность приобрела петербург­ская фирма «Карл Фаберже», получившая в Париже на Всемирной выставке Золотую медаль.

Мастера этой фирмы широко применяли все виды эмальерной техники: живописную и оконную эмаль по скани и по гильошированной поверхности и т. д. Ни одно ювелирное предприятие не выпускало ни од­ной ювелирной вещи с эмалью таких разнообразных оттенков.

Наиболее ярко проявилась самобытность и под­линная художественность ювелирного искусства в отделке национального костюма. Для выполнения та­ких ювелирных изделий, как правило, использова­лись серебро и позолота. Народные мастера прекрас­но владели всеми видами ювелирной техники — от примитивного литья до изысканной тончайшей фи­лиграни, часто сочетая при изготовлении одного из­делия различные приемы.

История украшений берет начало в истоках чело­веческого общества. Наряду с эстетической функци­ей ювелирные украшения выполняли и другие зада­чи: во-первых, они служили в качестве амулетов, или талисманов; во-вторых, они были отличительными знаками власти и богатства; в-третьих, ими скрепля­лись, или застегивались одежда, обувь, пояс; в-чет­вертых, они укрепляли прическу и подчеркивали кра­соту человеческого тела.

Среди украшений для одежды следует назвать за­стежки (фибулы). В ходе столетий они превратились в роскошные изделия из драгоценных металлов и камней. Их ряд продолжают застежки плащей или накидок (плювиалей); они сохранились на светской одежде до конца XVIII в. и их еще долго носило духо­венство.

Если фибулы изготавливались парными, т.е. они соединялись друг с другом, то их называли замочка­ми. Ювелиры изготавливали их из листового золота и украшали драгоценными камнями, жемчугом, фи­лигранью, цветной эмалью, а также античными гем­мами и камеями.

XVIII в. — период рыцарства и поклонения Пре­красной Даме. Поэтому ювелиры наряду с большими застежками для плащей изготавливают изящные аг­рафы. В женской одежде они застегивают отворот шейного выреза. Эти украшения отражали личные отношения дарителя к возлюбленной с помощью изо­бражения сплетенных рук, пронзенных сердец, цве­тов, ключей и т.п.

Особой аграфной техникой ювелирного дела вла­дели бургундские мастера XV в. Наряду с мотивами из Библии и церковной истории их украшали изобра­жениями птиц, сказочных животных, любимыми женскими атрибутами (например, цветами) и образа­ми. Для позднеготических аграфов характерен эмаль­ерный рельеф с религиозными фигурными мотива­ми. Аграфы использовали в качестве украшения шляп (особенно в Италии).

В эпоху Ренессанса фибулы, застежки и аграфы потеряли свое значение, так как в XVIII в. были вы­теснены брошами. Изобретение броши приписыва­ется мадам де Савиньи (придворной даме короля Лю­довика XIII). Наружная сторона броши украшалась рубинами, сапфирами, жемчугом. В XVIII в. броши покрывают бриллиантами с эффектом асимметрии в стиле барокко и рококо. В это же время вошли в моду броши с миниатюрными портретами в золотой оправе с жемчужной каймой. Стали появляться броши с миниатюрами, портретами, геммами, камеями и мо­заикой из драгоценных камней, заключенных в скромное обрамление. В 1930-е гг. появились неого­тические броши из железа и чугуна. В 1960-е гг. стали использовать в качестве оправы для бриллиантов бе­лое золото, серебро и платину.

В середине XVII в. появились пряжки для обуви и пряжки для панталон из золота, серебра и других дра­гоценных металлов с драгоценными и полудрагоцен­ными камнями. Но наряду с дорогими изделиями бы­ли и дешевые имитации, например, английские стальные пряжки. Пряжки на поясах являлись не только атрибутами одежды, но и свидетельствовали о происхождении и богатстве человека. Великолепные поясные пряжки, найденные в древних захоронени­ях, особенно их декоративная отделка, дали большой простор для фантазии ювелиров. В XIII — XIV вв. изго­тавливали пряжки с пластическим декором, впечат­ление от которого усиливалось с помощью черни и эмали. В период Ренессанса были популярны литые серебряные пояса, состоящие из звеньев с ажурным узором, богато отделанные драгоценными камнями, жемчугом и эмалью.

Подвеска пришла из далеких времен, когда воины носили амулеты, которым приписывалась магическая сила. Позднее она превратилась в украшение. Стрем­ление украшать себя блестящими предметами было желанием всех народов. К подвескам относят бляшки с мощами в форме крестов, которые носили паломни­ки, украшенные филигранью, зернью и насечкой по­лумесяца, а также реликварии — ларчики в виде фут­ляров.

В эпоху Ренессанса мужчины, женщины и дети но­сили многоцветные роскошные подвески из драгоценных металлов, как правило, удлиненных, груше­видных очертаний.

Испанские подвески XVI в. отличались особой рос­кошью: лицевая сторона этих изделий представляла собой пластические фигурные мотивы, а оборотная, плоская сторона украшалась орнаментом и эмалью. Были широко распространены подвески в форме ор­ла, лебедя, петуха, ящерицы, единорога, дракона и других животных.

К началу XVIII в. очень модными стали колье с бриллиантами.

На территории России и Украины (Киевская Русь X-XI вв.) были найдены бронзовые и золотые украше­ния, свидетельствующие о том, что нашим предкам бы­ли известны процессы литья по выплавляемым моделям.

Особое место занимают литье колоколов и пушек. Например, в XVI в. А. Чоховым была отлита Царь-пушка. Ее масса составляла 38 400 кг. В 1630-х гг. от­цом и сыном Моториными был отлит Царь-колокол весом 256 т, высотой 6,14 м и диаметром 6,6 м.

В 1700 г. при Петре I было отлито большое количе­ство пушек, пищалей и другого огнестрельного ору­жия. Их отливали из пушечной бронзы. Последняя содержала -12% олова и обладала высокой прочнос­тью при малой истираемости. В металлические фор­мы (кокили) отливали ядра.

При Петре I появились ювелирные изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями. Из­делия предназначались для украшения одежды зна­ти. Появились небольшие портреты на эмали Екате­рины I, Меншикова и др. Изделия выполнялись лить­ем и чеканкой, а затем украшались эмалью и драгоценными камнями.

В период правления Александра II (1870-е гг.) юве­лирное дело претерпевает новый подъем. Появляются фирмы Фаберже, Овчинникова, Хлебникова. Они украшают предметы для церквей литьем, чеканкой, гильошировкой. Применяются глухие, оконные и опалесцирующие эмали. Скульптурные произведе­ния Фаберже, отлитые на фирме Грачевых, пользова­лись большим успехом.

В совершенстве литье по выплавляемым моделям было разработано в 1950-е гг. Характерно, что этому расцвету литья способствовали новые формовочные массы на основе этилсиликата, кристаболита, гипса, специальных резин и синтетических восков.

В нашей стране этот вид литья получает развитие в 1968 г. В это время были произведены закупки обору­дования в ФРГ и Италии. Технология стала высоко­производительной и экономичной, что позволило удешевить производство ювелирных изделий.

В производстве ювелирных изделий выделяют ручное, точное литье, прокатку в вальцах, штамповку и механическую обработку.

Точное литье по выплавляемым моделям позволяет сильно удешевить производство, копировать и тира­жировать ювелирные изделия в любом количестве. Себестоимость литых обработанных изделий стано­вится значительно ниже, чем изделий, выполненных любым из перечисленных методов литья.

Все это дает возможность быстро реагировать на изменение рыночных ситуаций, что обеспечивает ли­тейным ювелирным изделиям большую конкуренто­способность. Поэтому возникает требование, связан­ное с механизацией ювелирного изготовления — от ручной сборки до тиража, выполняемого точным ли­тьем. Кроме того, возникает необходимость специа­лизировать технологические процессы изготовления ювелирных изделий и оснастить рабочие места спе­циализированным оборудованием.

https://jtech.com.ua/article/view/id/482

История ювелирного дела
Пролистать наверх