Изготовление филигранных изделий

Филигранными называют изделия, изго­товленные из тонкой проволоки — гладкой, крученой, вальцованной и невальцованной,—образующей сложные кружевные узоры (рис.107). Филигрань — один из очень ста­рых и распространенных видов ювелирной техники, до сегодняшнего дня вызывающий восхищение у любителей и знатоков ювелир­ного и прикладного искусства. Изделия, из­готовленные филигранью, охватывают почти все виды украшений и предметов быта. Раз­личают ажурную и фоновую, или напайную филигрань.

 

Ажурной филигранью называют кружев­ной узор, с хорошо просматривающимся сквозным рисунком. Ажурная филигрань бы­вает плоской и объемной. К плоской относят­ся броши и другие изделия плоской формы. Примером объемной филиграни могут слу­жить вазы, подстаканники, пудреницы, шаро­образные, конусные и цилиндрические серь­ги, подвески и др.

Фоновая, или напайная, филигрань отли­чается от ажурной тем, что узор напаивает­ся на специально подготовленный фон из то­го же металла. Фон может быть сплошным (глухая филигрань) или филигранным (ажурным). При филигранной основе рису­нок фона делается более частым и, как пра­вило, однотипным, чтобы не отвлекать вни­мания от основного узора. Этот вид филиграни обладает высоким рельефом, и не только потому, что рисунок ложится в два слоя, но и потому, что листочки, лепестки, розетки и другие элементы филиграни, напаивающиеся на фон, не всегда бывают плоскими. Они мо­гут иметь сложные выгибы, закрутки, а то и объемную форму. Как и ажурная, фоновая филигрань бывает плоской и объемной.

Для филигранных работ используют мяг­кие, способные вытягиваться в тонкую про­волоку металлы и сплавы, хорошо паяемые, с относительно высокой температурой плав­ления и красивым внешним видом. Это — зо­лото, высокопробное серебро (916-й пробы), мельхиор, нейзильбер, медь. Из них и дела­ется заготовка для филиграни — скань.

Виды заготовок, соответствующие элемен­там филигранного узора, разнообразны и на протяжении многих лет сохраняют свои на­звания — гладь, веревочка, шнурок, плетен­ка, елочка, дорожка.

Гладь — круглая проволока различных сечений. Исходным полуфабрикатом для за­готовки служат слитки, которые прокатыва­ются в профильных валках квадратного ка­либра до проволоки такого сечения, что ее можно протянуть через фильерную доску. Максимальное сечение проволоки для укра­шений 1,2—1,3 мм, минимальное 0,2 мм.

Заготовка любой скани начинается с круг­лой глади, поэтому, заготавливая гладь, про­тягивают проволоку на все виды скани. Имея рисунок филигранного изделия, нетрудно оп­ределить длину заготовки каждого элемента и, следовательно, длину отрезка проволока каждого сечения. Протягивая проволоку (об­щей длины) сквозь отверстия фильеры, отре­зают с хвоста, чтобы снова не запиливать захватку, куски проволоки нужного сечения. Проволоку протягивают, периодически отжи­гая ее и следя за тем, чтобы не было плен а задиров. Прокатанную в плоских валках про­волоку называют плоской гладью. Плоская гладь больших сечений часто служит конту­ром филигранного узора.

Веревочка — это жгутик, скрученный, из двух проволочек. Сечение проволоки для скручивания может быть любым и зависит от рисунка. Веревочки больших сечений приме­няют для контура филигранного изделия, ма­лых сечений — для элементов рисунка. Для скручивания веревочек берут отожженную проволочку круглого сечения, складывают ее вдвое и один конец двойной проволоки за­крепляют в специальной насадке (или цепля­ют за крючок) шпинделя электромотора. За­тем проволоку натягивают и, держа в натя­нутом вдоль оси шпинделя положении, вклю­чают мотор. Проволока, скручиваясь, умень­шается в длине (натяжение ее должно сохра­няться равномерным). Скрутка не должна быть слабой. Если скань обрывается — ее от­жигают, а затем продолжают скручивать. Обычно скручивание длится до второго обры­ва скани.

Веревочка, прокатанная в плоских вал­ках, называется плоской веревочкой и явля­ется одним из наиболее широко применяе­мых видов скани. Сплющенная с боков, она имеет на ребрах зернистую поверхность, что создает удивительной красоты зернистый узор в изделии. Толщина плющения зависит от сечения веревочки; так для веревочки, свитой из проволоки сечением 0,2—0,3мм, толщина плющения 0,30—0,35мм. При плю­щении веревочек с большим сечением прово­локи увеличивается и толщина плющения. Выбор веревочек для плющения зависит от характера узора и размеров изделия.

Из плоской веревочки изготовляют все ос­новные элементы филиграни.

Шнурок — жгут, скрученный из трех или четырех проволочек. Может быть свит из двух веревочек. Располагая рисунок верево­чек по-разному, получают различный рису­нок шнурка. Интересный шнурок получают скручиванием проволоки различных сечений или веревочки и проволоки. Свивают шнурок, аналогично веревочке, на моторе, а короткие отрезки — вручную.

Плетенка — косичка, плотно сплетен­ная из трех проволочек. Изготавливают ее вручную из коротких отрезков хорошо отож­женной проволоки, а затем выравнивают. Являясь боковым ободочком плоского фили­гранного изделия, плетенка из тонкой про­волоки очень эффектно украшает его.

Елочка — эффект елочки создают две лежащие рядом веревочки со спиралью, на­правленной в разные стороны. Если по эски­зу елочка имеет сложный изгиб, то веревоч­ки спаиваются между собой заранее, если же она лежит прямо или с незначительными из­гибами, то их совмещают в процессе набора филиграни.

Дорожка круглая — представляет собой слегка растянутую спираль из круглой глади малого сечения. Для ее изготовления тонкую проволоку навивают на ригелек нуж­ного сечения (0,5—1,0 мм). Снятую с ригелька спираль слегка растягивают так, что­бы зазор между витками был не более сече­ния проволоки. Круглая дорожка — прекрас­ное украшение, выделяющее отдельные орна­менты из общего узора.

Дорожка смятая — имеет вид пова­ленной спирали, кольца которой, наваливаясь, частично закрывают друг друга. Изго­товляют дорожку навиванием проволоки в виде спирали на цилиндрический ригелек. Ригельком может служить стальная проволо­ка диаметром 1,0—3,0 мм, в зависимости от размера изделия а характера рисунка. Сече­ние проволоки выбирается также индивиду­ально. Сминают спираль легким текстолито­вым молоточком на правочной плите, так чтобы расхождение колец было одинаковым. Смятая дорожка применяется в качестве оп­равы камня, обрамления изделия, розетки для корнера (шарика) и других элементов филиграни.

Разновидностью смятой дорожки является плющеная дорожка. Отличается от смятой тем, что плющение ее происходит в плоских валках. Зазор между валками устанавливают равным сечению проволоки, так что сминает­ся спираль только в местах нахлеста прово­локи. Расхождение колец таково, что они ед­ва касаются друг друга, а поэтому вытягива­ются поперек дорожки и принимают форму капли. Используется плющеная дорожка в тех же случаях, что и смятая, и является не менее эффектным украшением.

Зиг-заг — зигзагообразные дорожки двух видов: зубчатый зиг-заг и круглый зиг­заг (змейка). Любой из этих видов, набран­ный в одной плоскости в несколько рядов, образует красивый ажурный равномерный фон. Зубчатую дорожку делают из плоской глади, круглой и плоской веревочки, толщина которых колеблется в пределах 0,3—0,5мм, при помощи миниатюрных зубчатых вальцов с ручным приводом. Рабочими валками слу­жат специальные шестерни, зубцы которых изгибают плоскую заготовку, проходящую между ними, в зиг-заг. Заготовкой для змей­ки служит плоская или круглая веревочка, которую навивают сразу на два ригелька (одинаковых по диаметру) восьмеркой, как бы связывая их. Затем ригельки вынимают из полученной двойной спирали, и спираль осторожно плющат, как обычную дорожку. Поваленную двойную спираль растягивают на ширину звена и выравнивают в плоско­сти, чтобы избежать нахлестов. Оба вида зиг­загообразных дорожек используют как про­межуточные элементы ажурной филиграни, т.е. между двумя веревочками, шнурком и веревочкой, кастом и веревочкой и т.д., а также при изготовлении фоновой филиграни с ажурным фоном.

Все заготовительные работы проводят с хорошо и равномерно отожженной сканью. Перечисленная скань — не только самостоя­тельный элемент филиграни, но и исходный материал для изготовления других элементов.

Основной инструмент для изготовления элементов филиграни — филигранные пинце­ты (филигранные корцанки) и филигранные ножницы (маленькие ювелирные ножницы по металлу). Филигранный пинцет (рис.108) — это жесткий с широкими щечками пинцет с резко суживающимися (до иглы) рабочими концами (губками). Длина пинце­та 120—150мм, ширина щечек 18—20мм, тол­щина листового проката на щечках 1,0— 1,2мм, длина губок пинцета 15—20мм. Изготовляют пинцеты из нержавеющей стали.

 

Трудно перечислить все элементы филиг­рани, из которых набирается узор, но основ­ные из них, многократно повторяющиеся в узорах, это — колечко, полуколечко, репей­ник, звездочка, огурчик, грушечка, зубчик, развивашечка, лепесток, корнер, тройник, головочка, стенек, травка, завиток, листочек, завивка, жучок, и др. (рис.109) За элементами сохранились старые их на­звания, поэтому некоторые из них звучат для нас необычно.

 

Колечко — изготовляют из плоской и круглой глади, круглой и плоской веревочки. Хорошо отожженную скань навивают на ригелек диаметром, соответствующим диа­метру заданного рисунком колечка, затем снятую с ригелька пружину разрезают по витку и концы витка совмещают. Колечки применяют для набора фона фоновой фили­грани, как основу для некоторых элемен­тов — корнеров, жучков и др. и как состав­ную часть элементов.

Полуколечко — это, как показывает само название, часть колечка. Получают его из той же скани и тем же способом, что и ко­лечко, но от пружины отрезают только часть витка. Полуколечками выкладывается краси­вый, чешуйчатый фон фоновой филиграни. Помимо этого, его используют как самостоя­тельный элемент и как составную часть дру­гих элементов.

Репейчик — элемент филиграни, обра­зованный колечком внутри и четырьмя полуколечками по окружности. Изготовляется обычно из плоской веревочки, реже из круг­лой веревочки и плоской глади малого сече­ния.

Звездочка — собирается, как и репей­чик, из колечка в центре и полуколечек по окружности, но число полуколечек больше четырех —5, 6 и более. Радиус полуколечек выбирается в зависимости от их числа. Звез­дочки делают из той же заготовки, что и ре­пейники.

Огурчик — сложенный из двух одинако­вых дуг элемент, напоминающий форму «мар­киз». Дуги огурчика сгибают филигранны­ми пинцетами и, определив длину по рисун­ку, отрезают. Обычно огурчики заготавли­вают из плоской или круглой веревочки.

Грушечка — по форме напоминает каплю, острый конец капли может загибать­ся в сторону. Изготовляется филигранными пинцетами из плоской и круглой веревочки.

Зубчик — согнутый из плоской или круглой веревочки уголок, по форме напоми­нающий контур зуба пилы или шестерни. Зубчик должен иметь прямые усики; угол расхождения и длину усиков определяют по рисунку.

Развивашечка — это зубчик с зави­тыми (загнутыми) наружу усиками. Изготовляют ее из той же заготовки, что и зубчик.

Лепесток — по форме напоминает ле­песток ромашки. Делают его из плоской или круглой веревочки или плоской глади. Встав­ленные друг в друга и соединенные при ос­новании лепестки разных размеров создают красивые филигранные разводы.

Корнер — шарик. Получают корнеры плавлением обрезков металла соответствую­щих размеров. Для получения корнеров с одинаковыми диаметрами проволоку одного сечения нарезают на одинаковые участки и плавят или тонкий прокат нарезают ножни­цами в виде кисти, а затем, отрезая поперек концы кисти, получают одинаковые отрезки. Плавка корнеров может производиться не­сколькими способами: на древесном угле, причем отрезки раскладывают так, чтобы они не касались друг друга; на асбестовом леткале — плавятся корнеры мелких размеров (у крупных снизу образуется площадка); в тигле в среде древесно-угольной пыли или бумажного пепла (плавят большое количе­ство корнеров). Корнеры — прекрасное допол­нение филигранного узора. Помещают их на кольцевую основу:  колечко, центральный кольцевой участок головки, стенька, завитка, розетки и т.д. Большое количество напаян­ных мелких корнеров называют зернью.

Тройник — трилистник, согнутый фи­лигранным пинцетом из плоской или круг­лой веревочки или плоской глади.

Головочка — плоско накрученная спи­ралька, один конец которой образует дугооб­разный хвостик, а другой — центральное ко­лечко, центр спиральной головки. Головочка может иметь 4,5,6 и более витков, в зависи­мости от характера и размеров узора и тол­щины скани. Навивается головочка пинцетом из плоской веревочки, реже из круглой.

Стенёк — имеет подобно головочке с одной стороны дужку, завитую в плоскую спираль, с другой — конец, образующий ка — элемент называют соответственно двой­ным или тройным стеньком. Делают стенёк аналогично головочке и из той же заготовки.

Травка — изготовляется из элемента «зубчик» с длинными усиками, концы кото­рых завиваются в одну сторону плоской спи­ралью. Завитые в спираль концы имеют по два-три витка. Для травки используют плос­кую гладь и плоскую и круглую веревочку.

Завиток — дужка с концами, завитыми внутрь, до образования колечек. Для завит­ков используют плоскую гладь, плоскую и круглую веревочку.

Листочек — плоская спираль, смятая с боков в виде листочка. Из плоской веревочки пинцетом делают спиральный круг, который потом тоже пинцетом сжимают с боков так, чтобы образовались острые концы листочка. Число витков в листочке зависит от его раз­меров и от толщины скани. Листочек применяют как самостоятельный элемент или в со­четании с несколькими листочками для обра­зования цветка. Изготовленному плоскому листочку перед набором придают естествен­ный изгиб.

Завивка — спаянный в плоскости из трех листочков различной формы трилистник, который перед набором изгибают.

Жучок— элемент, образованный колеч­ком из круглой дорожки (спирали) и корне­ра, находящегося в центре. Сечение проволо­ки для спирали зависит от размеров колечка, которое будет сделано из этой спирали, а размер колечка — от величины самого изде­лия. Спиральное колечко сгибают пинцетом. Припаивают корнер (он не должен провали­ваться и должен закрывать большой участок спирали) уже в общем наборе филиграни. Жучок сажают на кольцевую основу, ранее набранного колечка соответствующего раз­мера.

Розетка — сферическая вогнутая ча­шечка из смятой дорожки с корнером внутри. Для изготовления розетки, как и для жучка, делают спиральное колечко, которое затем бухтеруют в анке или другой сферической матрице. Полученную вогнутую чашечку спаивают с корнером тоже в общем наборе. Изготовление филигранных элементов при помощи пинцетов производят от целого (длин­ного) куска скани, который отрезают только после полного совпадения элемента с рисун­ком.

Плоскую ажурную филигрань набирают по рисунку, выполненному на бумаге в натуральную величину. Рисунок на­клеивают на плоский шаблон, сделанный из листовой низкосортной стали толщиной 0,5—0,8мм. Размеры шаблона отвечают габари­там рисунка. Набор целесообразно начинать с контура и продолжать по степени уменьше­ния элементов.

Каждый элемент сгибают точно по рисун­ку, и только после того как он полностью совпадет с нарисованным, его отрезают (маленькими ювелирными ножницами). Пос­ле этого его смазывают с изнанки клеем и приклеивают на рисунок, полностью замещая изготовленным элементом нарисованный. И если больше нет одинаковых с ним эле­ментов, то приступают к следующему. Для набора филиграни используют клеи БФ-2, столярный и вишневый (камедь) или нитро­лак. Набранному узору дают высохнуть, за­тем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону биндрой (вязальной проволокой) и в таком виде паяют. Применение клея БФ-2 и нитро­лака делает возможным набирать филигрань без привязки биндрой, а значит и без шабло­на. В этом случае набранному на бумажном рисунке узору дают высохнуть, а затем акку­ратно отдирают бумагу. Образованная клеем» или лаком пленка удерживает узор, не давая элементам распадаться. Пайку производят на ровной плите из асбоцемента.

Опытные мастера при неоднократном вы­полнении одного и того же узора рисунка на бумаге не делают, наносят только контур, а набирают филигрань по клеточкам обычного тетрадного листа.

Объемную ажурную филигрань можно набирать двумя способами: в плоско­сти по рисунку развертки объемной фигуры и по листовому шаблону, имеющему форму данной фигуры. Набранная в плоскости раз­вертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это изгибанием изделия вручную с последующей правкой, выгибанием в матри­цах (кожаных, войлочных, деревянных, свин­цовых, стальных с подкладкой) при помощи пуансонов из тех же материалов. После при­дания изделию нужной формы производят пайку швов.

В другом случае набор объемной ажурной филиграни производят на изогнутом или вог­нутом (бухтерованном) шаблоне, подобно плоскому набору, но процесс очень осложня­ется тем, что не совсем легкие элементы при­ходится не только сгибать по рисунку, но и выгибать по форме шаблона. Подобная рабо­та требует от филигранщика некоторого на­выка.

Плоскую фоновую филигрань начинают набирать с фона, аналогично ажур­ной, по бумаге, наклеенной на плоский шаб­лон. Причем, на бумаге вычерчивается не узор (рисунок, как правило, однообразный), а только контур, в пределах которого и на­бирается узор. Дальше, как и при ажурной филиграни, набранный фон паяют, и после отбеливания приступают к набору верхнего узора. Элементы верхнего узора изготовляют также по рисунку, который, в отличие от ажурного набора, лежит рядом. На фон изде­лия рисунок не может быть наклеен, потому что элементы верхнего узора должны при­паиваться к фону. Верхний узор фоновой фи­лиграни, как правило, реже ажурной, и эле­менты узора не всегда спаиваются между со­бой. Поэтому набор верхнего узора не требует такой тщательной подгонки элементов друг к другу, как при ажурной филиграни. Закончив набор верхнего узора, его привязывают к фону как к шаблону, вязальной проволокой и паяют. Однако не всегда бывает можно привязать верхний узор к фону. Элементы филиграни, имеющие сложный асимметрич­ный изгиб, высокий рельеф и ряд других при­чин, не позволяют производить пайки увязан­ного изделия. В таких случаях верхний узорпаяют в несколько приемов.

Объемную фоновую филигрань набирают аналогично плоской фоновой. Если объемную фигуру изделия можно предста­вить в виде развертки, то фон набирают в плоскости, паяют, а затем придают форму из­делия. Добиваются этого теми же способами, что и при изготовлении объемной ажурной филиграни. Если сложная форма изделия ис­ключает возможность представить изделие в развернутом виде, то фон набирают по жес­тяному шаблону, имеющему объемную фор­му изделия. Элементы филиграни для тако­го набора должны изгибаться по форме шаб­лона. В изделиях, имеющих сложную кривиз­ну, например шарообразных, фон целесооб­разно набирать из мелких элементов — колечек, полуколечек и т. д. Иногда набор производят по фрагментам (секциям), которые затем спаиваются между собой, обра­зуя объемную фигуру (рис.110). Верхний узор объемной филиграни набирают теми же способами, что и плоской, с той лишь раз­ницей, что количество приемов пайки может быть увеличено.

 

Набор глухой филиграни — это на­бор по готовому изделию, изготовленному из листового проката толщиной 0,6—1,0мм. Изделие должно иметь хорошо подготовлен­ную поверхность. Если предусмотрено поли­рование, то поверхность, служащая фоном глухой филиграни, должна быть отполирова­на и обезжирена. Узор по глухому фону, ча­ще всего несложный, выкладывается различ­ной сканью: веревочкой, шнурками, дорожка­ми и изготовленными элементами филигра­ни. Набор производится так, чтобы узор плот­но прилегал к фону и припаивался по всей длине его касания.

Пайка одна из самых ответственных опе­раций при изготовлении ювелирных изделий, а филигранных особенно. Сложное, имеющее множество мелких элементов, спаянных меж­ду собой, филигранное изделие должно отли­чаться не только чистотой исполнения, но и надежностью в эксплуатации. Поэтому филигранной пайке уделяется особое внимание. Пайка филиграни производится ювелирными припоями, обладающими хорошей теку­честью, пластичностью и температурой плав­ления на 20—40 °С выше температуры плавле­ния монтировочных. Хорошая текучесть при­поя обусловливает равномерный спай элемен­тов филиграни, быструю растекаемость припоя по всем швам площади прогрева. Для золотой филиграни следует выбирать припой с наименьшим количеством цинка и кадмия, так как эти металлы не только резко пони­жают температуру плавления сплава, но и обладают разъедающими свойствами при перегреве металла.

Для серебряной филиграни и филиграни из недрагоценных металлов пользуются се­ребряным припоем состава:  Ag—70%; Сu—30% или припоем, сплавленным из серебра 875-й пробы и меди в соотношении 4:1.

Филигранные припои применяются в виде опилок, в смеси с бурой. Для приготовле­ния смеси слиток припоя зажимают в ручные металлические тиски и грубым напильником напиливают из него опилки. Делается это на рабочем месте ювелира так, чтобы опилки со­бирались в чисто выметенную кожу. Напиливая припой, стараются не задеть финагель и другие деревянные части верстака, чтобы исключить попадание в припой дерева. Обыч­но кожу застилают листом бумаги, так как при выметании щеткой из кожи опилки мо­гут запылиться. Из опилок удаляют магни­том попавшее железо, и опилки ссыпают в банку, где они смешиваются с прокаленной и перетертой бурой в соотношении 1:1 по объе­му. Затем смесь насыпают в рожок, из кото­рого посыпают изделие. Рожок делают из тонкого листа любого металла в форме удли­ненной воронки с узким горлышком, через которое высыпается припой. Для более точ­ного отсекания порции опилок применяют рожок с клапановой иглой. Иглу изготовляют из проволоки сечением, равным диаметру гор­лышка. Один конец иглы затачивают, а дру­гой сворачивают в кольцо для продевания в него пальца, которым регулируют подачу припоя, выталкивая его иглой через гор­лышко.

Набор филиграни, привязанный к шабло­ну, смачивают водой или слабым раствором буры (для золота и нейзильбера раствором борной кислоты) и помещают на леткал, но не на асбест, а на металлическую сетку. Сет­ка обеспечивает равномерный прогрев набо­ра со всех сторон. Затем набор посыпают очень тонким слоем припоя (избыток припоя заливает рисунок) и прогревают мягким пла­менем паяльного пистолета. Металлический шаблон не только предупреждает коробле­ние набора, но и помогает равномерному на­греву всех элементов филиграни. Сгоревшая бумага (наклеенная на шаблон), находящая­ся между шаблоном и набором, гарантирует набор от пригорания к шаблону. Как только набор достигает температуры плавления при­поя, припой «разбегается» по швам (стыкам). Места, где элементы не спаялись, снова посыпают припоем и прогревают. Потом набор усаживают элементами, которые не привязы­ваются, это: жучки, рельефные листочки, ро­зетки и т.д. И в последнюю очередь — кор­нерами. Набор посыпают припоем в местах соприкосновения элементов филиграни и про­гревают его до растекания.

Спаянную филигрань отвязывают от шаб­лона, следя за тем, чтобы не осталось кусоч­ков биндры и окалины от шаблона, и отбели­вают. Попадание железа в отбел вместе с из­делием вызывает на изделии красный налет, который затем трудно удалить с филиграни. Только после отбеливания можно опреде­лить чистоту спаянных соединений и нали­чие всех непропаев. Если таковые обнаруже­ны, их пропаивают заново.

 

 

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975г.

Изготовление филигранных изделий
Пролистать наверх