Гравирование

Гравирование — это вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании рисунка на изделии штихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование, по-иному — гравирование для вида. Ручное гра­вирование — сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастер­ства, выдержки и сосредоточенности. Грави­рование ювелирных изделий выполняется за ювелирным верстаком с помощью граверных приспособлений и инструмента.

Гравирование для вида — распространен­ный вид ручных граверных работ. Он вклю­чает выполнение на изделиях рисунков и дарственных надписей под глянец и под чер­нение.

При гравировании изделие должно быть укреплено. Для этой цели используют: дере­вянные тисочки, крепежные дощечки, шрабкугель и кранц.

Деревянные тисочки (ручные) — тисочки с различной формой губок, такие же как и для закрепки камней. Применяются для укрепле­ния объемных изделий.

Крепежные дощечки — изготовляют из вязких пород дерева. Служат для укрепления плоских изделий. Горизонтальные размеры дощечек зависят от размеров изделия, тол­щина их 20—25 мм. Укреплять изделие на до­щечках можно при помощи гвоздиков, при­жимая пластину по контуру шляпками, сургучом и закрепочными пастами.

Шрабкугель (шаровые тиски) — представ­ляет собой чугунный шар около 130мм в диаметре, у которого сверху срезан сегмент и вырезан паз, в котором болтами зажимается дощечка с изделием. Для того чтобы изделие можно было свободно передвигать под лю­бым углом, под шрабкугель подкладывают кожаное кольцо.

Кранц (граверная подушка) — тяжелая кожаная или парусиновая круглая подушка, туго набитая песком. Диаметр кранца 180—200мм. Служит он подкладкой под крепежную дощечку для свободного маневрирования изделием. Кранц —самое простое и распространенное граверное приспособление. Его, как правило, изготовляют сами мастера. Для этого из толстой кожи (3—4 мм) вырезают два круга диаметром 180—200мм, зама­чивают их в воде и мокрыми сшивают по ок­ружности на расстоянии 5мм от края. Круг прошивают не полностью — 30—50мм остав­ляют незашитыми. Через незашитое отвер­стие в образовавшийся мешок посыпают мел­кий сухой, промытый песок. Затем отверстие зашивают и подушку выравнивают на столе.

Как уже упоминалось, изделия гравируют штихелями. Штихель — это стальной резец, подобно закрепочному, вставленный в дере­вянную ручку грибовидной формы. Длина рез­ца 100—120мм. Изготовляют штихели из ин­струментальных сталей У12А или ХВГ. Кро­ме этих сталей, можно использовать: прутко­вую сталь «серебрянку», рессорные полоски, наружные кольца шарикоподшипников (вы­прямив их), небольшие плоские напильники в лезвия опасных бритв. Обязательное требо­вание к штихелю — хорошая закалка и пра­вильная заточка. От этого во многом зависит качество выполняемой работы. Если штихель недокален, то или он быстро притупляется, или сминается его режущая кромка, если же перекален — режущая кромка его постоянно выкрашивается.

 

Термически обработанные штихели встав­ляются в ручки различной длины, для под­гонки штихеля по руке по мере его стачива­ния. Ручки изготовляют длиной от 30 до 70мм. Шейка ручки укрепляется металлическими крыльцами, которые предохраняют ее от рас­трескивания во время насадки. Хвостовая часть клинка заходит в предварительно за­сверленную ручку на 2/3 ее длины. Нижняя часть грибка ручьи (со стороны лезвия) ска­лывается, что делает штихель наиболее удоб­ным для работы — позволяет плотно обхваты­вать ручку мизинцем, придерживая ее, а ус­танавливать во время гравировки любой угол между лезвием и изделием.

 

Штихели различаются по форме попереч­ного сечения, определяющей назначение ин­струмента. Кроме того, штихели каждого профиля (рис.126)  делятся по номерам, вза­висимости от толщины, а имеют свое название. Названия эти, аналогично названиям ювелирного инструмента, в основном немец­кого происхождения.

Грабштихель —удобен для гравиров­ки на больших плоскостях и вогнутой поверх­ности. Имеет изогнутый клинок, прогиб ко­торого от 3 до 8мм. Угол лезвия может ко­лебаться от 30 до 90°. В поперечном сечении имеет форму ромба.

Фасеттенштихель — одни из самых ходовых штихелей, предназначается для про­ведения точных линий, выполнения узоров плоскостной гравировки и чистовой обработ­ки рисунка. По форме профиля трапециевид­ный с резко заостренным лезвием. Имеет прямолинейный клинок с углом заострения лезвия от 60 до 120°.

Мессерштихели — предназначаются: тонкие — для выполнения очень тонких (в во­лос) легких линий, толстые — для наколов, проведения сильных резких линий и чисто­вой обработки. Имеют прямые клинки клино­видного профиля с прямыми стенками. Кром­ка лезвия во избежание обламывания зашлифовывается радиусом 0.1—0,2мм. Угол заост­рения лезвия в зависимости от толщины шти­хеля —15—30°.

Шпицштихель — служит для гравиро­вания контура рисунка, нанесении четких глубоких линий, сильных штрихов, глянцевой подрезки. В отличие от мессерштихеля имеет выпуклые боковые стенки. Клинок прямой, угол лезвия колеблется в пределах 30—45°.

Боллшипхель — применяется для гра­вировки закругленных линий (желобков), глубоких точек (ямочек), для глубокой (рель­ефной) гравировки. Должен иметь, аналогич­но закрепочному, закругленное лезвие. Ради­ус закругления выбирается от характера рабо­ты (от 0,3 до 5 мм).

Флахштихель — используется для вы­емки и выравнивания фона, в ряде случаев для шабрения поверхности, глянцевой под­резки. Имеет плоское лезвие (режущую кром­ку). Ширина лезвия может быть от 0,2 до 5мм. Флахштихель с широким лезвием, име­ющий форму перевернутого клинка, называ­ется «обратный мессер». Для облегчения работы и заточки лезвие флахштихеля затачи­вается низко.

Шатирштихель (ребштихель) — употребляется для штриховки и матирования поверхности. В отличие от флахштихеля на лезвии имеет мелкую зубчатую насечку. Шаг насечки от 0,1 до 0,4 мм.

Одна из причин брака при гравировании — неправильная заточка штихелей, поэтому нельзя приступать к работе, не имея опреде­ленных навыков заточки. Подготавливая шти­хель к работе, предусматривают не только удобство гравировки, но и удобство его заточ­ки. Для этого у штихеля со стороны спинки примерло на 1/3 длины свободного клинка на наждачном точиле делается срез. Срез стачи­вается таким образом, чтобы высота лезвия рабочей части штихеля была от 1,5 до 3мм. При таком срезе конец штихеля не загора­живает рисунка во время гравирования и уменьшается площадь заточки его рабочей части. На боковых ребрах среза снимается фаска, предохраняющая пальцы от пореза. Режущую кромку образует площадь заточ­ки (лобовая площадка) со стенками и лезви­ем (основанием) клинка. Лобовая площадка должна образовывать с лезвием клинка угол 45° (угол заточки). Угол заточки менее 45° заставит штихель «зарываться» в металл, сре­зая металл рывками. При угле заточки более 45° штихель будет проскальзывать по направ­лению клинка. Обязательное условие заточ­ки — чтобы лобовая площадка штихеля зата­чивалась плоской (без выпуклостей и закруг­лений). При заточке штихеля на бруске ло­коть правой руки должен быть на весу, а кисть — сильно прижимать площадку к кам­ню под углом 45° (рис.127). Затачивают шти­хель со стороны спинки, следя за тем, чтобы не пережечь режущую кромку. Для заточки применяют мелкозернистые бруски типа «арканзас», поверхность которых смачивают жид­ким машинным маслом или керосином. После заточки на бруске снимают заусенцы на глянцевом оселке или плотноструктурном кремнистом сланце. Лезвие и боковые стенки клинка, если они образуют кромку, заполировывают  на коже, натертой пастой ГОН. Лез­вие заполировывают короткими движениями назад (в сторону ручки), чтобы не испортить жало режущей кромки. Заточка штихелей — это сложный процесс, к которому нужно отно­ситься предельно внимательно.

 

Перед тем как приступить к гравированию, необходимо соответствующим образом подго­товить поверхность изделия. Если гравиро­вание должно быть выполнено на глянцевой поверхности, изделие тщательно полируют, если поверхность должна быть матовой, изде­лие подвергают матированию. Придать по­верхности матовость можно, обработав изде­лие крацовкой (обработка на моторе метал­лической щеткой), пескоструйной, мелкой шкуркой, пемзой. Изделие с обработанной под гравировку поверхностью укрепляют в соот­ветствующем приспособлении.

Для нанесения рисунка поверхность изде­лия покрывают топким слоем белой акварель­ной краски или жидкой гуаши и дают ей про­сохнуть. Если после высыхания на изделии заметны сгустки или незакрашенные места (плешины), краску в этих местах выравнива­ют влажным пальцем.

Несложный рисунок может быть сделан от руки остро отточенным жестким карандашом по высохшей краске.

Сложные рисунки вначале выполняют на бумаге в натуральную величину. Изображе­ние должно быть четким, все тональные в теневые переходы даются штрихами или точ­ками. Переносят рисунок на окрашенную по­верхность изделия через копировальную бу­магу. Если не имеет значения, какое получит­ся изображение — обратное или прямое, его переводят с лицевой стороны карандашного рисунка. Для этого первоначальный рисунок четко выполняется на матовой кальке или пергаменте мягким карандашом. Затем, плот­но прижав рисунок лицевой стороной к окра­шенной и покрытой тонким слоем воска поверхности изделия, с внешней стороны глад­ким округлым предметом (ручкой штихеля) проглаживают всю поверхность изображения. В обоих случаях недостаточно четкий рису­нок подправляют карандашом. Для нанесения слоя воска изделие подогревают и натирают кусочком воска, который, тая, растекается по поверхности. Образовавшиеся натеки снимают пока изделие не остыло.

При сложных изображениях, когда есть опасение, что рисунок может стереться в про­цессе гравировки, его покрывают тонким сло­ем прозрачного нитролака.

Если на открытой поверхности гравируе­мого изделия остались неокрашенные поли­рованные участки, которые, отражая свет, слепят глаза, их целесообразно покрывать слоем воска. Кроме того, что воск рассеивает свет, он предохраняет полированную поверх­ность от затирания.

Для гравирования штихель берут в пра­вую руку так, чтобы ручка своей тыльной частью упиралась в ладонь (рис.128). Боль­шим и указательным пальцами штихель под­держивают на гравируемой поверхности в по­ложении лезвия клинка. При гравировании большой палец правой руки упирают в гравируемую поверхность, регулируя давление штихеля на металл и страхуя штихель от проскакивания и срывов. Большой палец правой руки может упираться также в боль­шой или указательный палец левой руки, дер­жащей приспособление с зажатым в нем из­делии. Левая рука постоянно регулирует по­ложение прорезаемой линии, поворачивая приспособление с изделием и направляя ли­нию навстречу режущей части штихеля.

 

К гравированию под глянец предъявляются повышенные требования, так как и углубленная, и поверхностная части узора открыты для просмотра. Выбранная часть рисунка должна быть одинаково глян­цевой в четко прорезанной, а поверхностные участки иметь безошибочное штриховое оформление. При гравировании по глянцу ве­дущим штихелем является фасеттенштихель. Им одним можно проводить линии различной ширины. При положении штихеля прямо (без бокового наклона) прорезают тонкие линии, при утолщении линии штихель наклоняют в сторону необходимого утолщения. Чем боль­ше наклон штихеля, тем шире прорезаемая линия. При гравировании под глянец линию следует прорезать, не отрывая штихель от металла, так как в противном случае образу­ются ступени. Для оформления рисунка на­ряду с фасеттенштихелем пользуются и дру­гими штихелями: шпицштихелем — для под­резки (опускания) фона, чтобы было рельеф­ней изображение; мессерштихелем — для штриховой фоновой обработки и т.д. Ко всем штихелям для гравирования под глянец предъ­является обязательное требование — быть хо­рошо отполированными.

Гравирование под чернение — это когда выгравированный узор предназна­чается для заливки чернью. В отличие от гравирования под глянец при гравировании под чернение не требуется зеркального среза, даже наоборот — шероховатость поверхности способствует лучшему сцеплению основного металла с чернью. Как правило, при гравиро­вании под чернение сначала оконтуривают рисунок (шпицштихелем), а уже затем рису­нок углубляют. Гравируют небольшими штри­хами с последующим выравниванием прореза. Участки изделия, не подлежащие заполне­нию чернью, тщательно отполировывают и во время гравирования предохраняют от нанесе­ния ошибочных штрихов и царапин.

 

 

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975г.

Гравирование
Пролистать наверх