Чернение

Чернение — это вид декоративной отделки, заключающийся в наложении на поверхность изделий легкоплавкого сплава черного цвета (черни). Чернью декорируют ювелирные из­делия из драгоценных металлов — золота и серебра. Хорошо ложится чернь на медные сплавы. Обязательные компоненты черневого сплава — серебро, медь, свинец и сера. В не­которых рецептах свинец можно замещать оловом и вводить в состав сплава буру, хло­ристый аммоний, висмут. Существует много видов черни, отличающихся по составу, цвету и блеску. Цвет и блеск черви зависят от со­става сплава, от соотношения в нем различ­ных компонентов. Ниже приводятся рецепты черни, компоненты в них указаны в массовых частях:

1) серебро — 3, медь — 2, свинец — 2;

2) серебро — 3, медь — 1, сера — 3;

3) серебро — 1, медь — 2, олово — 3, бура — 6;

4) серебро — 1, медь — 3, свинец — 3, бу­ра—6;

5) серебро — 2, медь — 4,5, свинец — 4,5, сера — 24, бура — 1;

6) серебро — 2, медь — 5, свинец — 3, се­ра — 24, бура — 1;

7) серебро — 1, медь — 2, свинец — 3, се­ра — 12, бура — 1;

8) серебро — 1, медь — 5, свинец — 7, се­ра — 24, бура — 4;

9) серебро — 1, медь — 4,5, свинец — 7,5, сера — 37,5, хлористый аммоний — 1,2;

10) серебро — 1, медь — 2, свинец — 1,4, сера — 10,7, бура — 1;

11) серебро — 9, медь — 1, свинец — 1, се­ра — 30, висмут — 1.

Но качество черневого покрытия зависит не только от состава черни, но и от ее приготовления и наложения. Существует несколь­ко способов приготовления черни, различие которых состоит в том, что в одних случаях сначала металлы сплавляют между собой, а потом добавляют серу, а в других сначала получают сернистые металлы, а потом их сплавляют. Процесс приготовления выглядит следующим образом.

В графитовом тигле или в куске древесно­го угля сплавляют серебро с медью и добав­ляют положенное количество свинца (или оло­во). Во избежание окисления расплава его присыпают слоем буры. В очищенный от шла­ка расплав вводят серу и другие компонен­ты, после чего расплав тщательно перемеши­вают. Плавку ведут с постоянным удалением шлака. Чистый перемешанный расплав выплескивают на чугунную основу и дают ему остыть. Затем твердый сплав измельчают и по­вторяют плавку с добавлением буры и серы, для образования однородной массы. Чернь считается качественной при трехкратном по­вторении плавки. В конечном итоге измель­ченный сплав просеивают через мелкое сито.

Иногда плавку ведут в двух тиглях. В од­ном плавят металлы, в другом — серу. Потом металлический расплав выливают в тигель с серой и перемешивают. Охлажденный сплав, вылитый на чугунную плиту и измельченный, также подвергают плавке.

При способе сплавления сернистых метал­лов приготовление черни начинают с получе­ния сернистых металлов. Для этого каждый из металлов (серебро, медь и свинец) выдер­живают в определенном соотношении с серой в муфельных печах или нагретом до 300—400 °С тигле. Соотношение серебра и свинца с серой выражается как 5:1, меди с серой как 3:1. Сернистые соединения каждого ме­талла измельчают и для приготовления чер­ни берут (в мас.ч.): сернистого серебра 1,1, сернистой меди 4,5, сернистого свинца 4,4. Смесь сернистых соединений плавят в тигле при температуре 800°С. Не доводя до полного нагрева в расплав вводят хлористый аммоний из расчета 1 ч. на 3,5 ч. расплава. Полностью расплавленный и перемешанный сплав выли­вают на подогретую чугунную плиту и дают ему остыть. Если чернь, приготовленную по данному рецепту, выразить в чистых вещест­вах, то соотношение компонентов будет следующим: серебра 1 ч., меди 8 ч., свинца 4 ч., серы 3,5 ч., хлористого аммония 2,8 ч.

Чернь накладывают только на хорошо под­готовленную поверхность изделия. Подготов­ка заключается в том, чтобы на поверхности были сделаны углубления, которые заполнят­ся чернью. Углубления, или гравированный рисунок, выполняют штихелем без глянцевой подрезки. Шероховатость поверхности углуб­лений способствует лучшему сцеплению чер­ни с основным металлом. Глубина рисунка может быть различной, но не менее 0,2 мм, чтобы черневое покрытие не вывелось при по­следующей обработке. Поверхность изделия, не покрывающаяся чернью, должна быть тщательно обработанной, без рисок, царапин и других дефектов.

Тонко измельченный порошок черни раз­бавляют раствором буры, поташа и поварен­ной соли до сметанообразного состояния. При­готовленную кашицу накладывают на участ­ки, подлежащие чернению. Изделие предва­рительно обезжиривают. Кашицу выравни­вают на поверхности изделия так, чтобы были заполнены все углубления, затем фильтро­вальной бумагой или ваткой из нее удаляют влагу. Чернь, попавшую на места, не подле­жащие чернению, аккуратно убирают, и все изделие просушивают. После этого изделие обжигают в печи при температуре 300— 400 °С до полного расплавления черни. Остыв­шее покрытие может иметь натеки и неров­ности, поэтому изделие подвергают механиче­ской обработке. В зависимости от состояния покрытия изделие опиливают или шабрят. Для опиливания используют мелкие надфили или напильники. Обрабатывают черневое по­крытие аккуратно, не нарушая рисунка и конфигурации поверхности. Далее следует полировка — и чернь приобретает свойствен­ный ей блеск и оттенок.

 

 

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975г.

Чернение
Пролистать наверх