Заготовка, обработка, закрепка камней

Заготовка

Прежде всего мастеру необходимо подобрать нужные кам­ни соответственно индивидуальному заказу на изготовление ювелирного изделия: драгоценные, полудрагоценные, поделоч­ные или их имитаторы — искусственные двойники (заменители), имитирующие природные драгоценности. Цвет, структура, твердость, излом, теплопроводность, химические свойства данного камня определяют тип его огранки, способ закрепления и вид оправы, а также выбор сплава, соответствующего свойствам кам­ня и даже самой конфигурации изделия в целом.

Частный мастер должен обладать навыками и такой юве­лирной профессии, как закрепщик, которая существует на специализированных предприятиях. В индивидуальном произ­водстве он еще и монтировщик, поскольку выполняет и другие монтажные приемы и операции.

Обработка камней

Огранка — это гармоничное сочетание различных форм и размеров граней, наносимых на поверхность камня по зара­нее разработанному рисунку. Кроме того, что такая обработка камней придает им внешнюю красоту и изящество, огранка зна­чительно усиливает явления преломления и дисперсии света, вы­зывающие игру и блеск ограненных камней. Верно выбранная огранка и идеальная полировка обеспечит великолепный блеск и игру света в камне. Огранка превращает природный камень (прекрасный и в первозданном виде) в изысканно и многогран­но сверкающий шедевр в драгоценном украшении. Самые из­вестные типы огранки алмазов — бриллиантовая и роза (мел­кие камни). Бриллиантовой формой гранят крупные камни, их после огранки называют бриллиантами. Сверху алмаз, огра­ненный под бриллиантов виде круга с гладкой поверхностью, в ко­тором, как в калейдоскопе, искрятся боковые грани, нисходящие геометрическим узором по конусным сторонам камня (по фор­ме сбоку напоминает юлу), сверху — восьмиконечную звезда в круге (см. рис. 89).

 

Полубриллиантовая огранка. Гранению подвергаются и дру­гие ювелирные камни. Наиболее часто применяются следую­щие типы огранки:

—            простая;

—            ступенчатая;

—            клиньями;

—            кабошон (полусфера);

—            комбинированная.

 

Гранению подвергаются также горный хрусталь (тип ог­ранки — кабошон), ювелирное стекло, фианиты (искусствен­ные кристаллы).

Поделочные камни полируют. Применяются и такие виды обработки, как литье, штамповка, шлифовка, опилка.

Существуют и другие способы обработки, обновления кам­ней (например, жемчуг «омолаживается» слабыми кислотами).

Закрепки для камней и их назначение

Закрепление камня на украшении — завершающий этап из­готовления ювелирных изделий с камнями. Камни, вставляе­мые в кольца, серьги и другие украшения, должны быть проч­но, надежно и в то же время красиво, изящно закреплены от этого зависит товарное качество изделия.

Кроме сверлильных, режущих, измерительных инструмен­тов, имеющихся в частной ювелирной мастерской, для за­крепления камней ювелиру нужно иметь специальные инстру­менты:

—            для обкатки и обжатия металла — давчик;

—            обжимки для закрепления круглых камней;

—            пуансоны со сферической полостью (корневертки);

—            для корнеровой закрепки;

—            дрюкеры (простой, острый, с направляющим желобом);

—            бокфус;

—            форштексель;

—            корнайзен;

—            вахсбайн;

—            миттельгрих-редхен (инструмент для обкатки),

Для фиксации изделия при закреплении:

—            деревянные тиски-шнальценки;

—            цанговые зажимы и другие фиксирующие инструменты.

Операция закрепления камней выполняется на выдвиж­ном выступе верстака (финагели).

Важно для данного камня подобрать соответствующий вид оправы и тип закрепки.

Основные виды закрепок:

— ободковая;

—            крапановая;

—            глухая;

—            корнеровая.

Для закрепления мелких камней применяются закрепки для оправ:

—            каре;

—            фаденовая;

— тиктовая;

—            кармезиновая.

Для вставок из янтаря, жемчуга, имитации камней из пласт­массы и ювелирного стекла применяется клеевая закрепка (механическая для таких камней неэффективна из-за присущих им качеств и форм).

Ободковая закрепка применяется для закрепления про­зрачных камней; изготавливается из ленточки сплава и по пе­риметру повторяет форму камня, который лежит в ней на опор­ном пояске, расположенном на внутренней стороне оправы; закрепление камня осуществляется обжатием металла вокруг камня, который таким образом просвечивается и сверху и сни­зу; красоту и освещенность усилит вырезанный в полоске крепления узор. Фиксация камня ободком надежна.

Крапановая закрепка предназначена для закрепки драго­ценных, полудрагоценных и цветных камней-имитаторов. Это разновидность ободковых оправ, в которой над кромкой обод­ка возвышаются вертикальные лапки (крапаны), они удержи­вают камень и позволяют показать всю его красоту. Количество, высота и форма крапанов определяются свойствами и геометрическими параметрами камня. После тщательного прижатия крапанов к поверхности камня их опиливают, прида­вая держащим лапкам задуманную форму: ромбиков, лепест­ков и т.д.

Глухая закрепка (глухой каст в виде металлической ча­шечки с плоским дном, в которой обжимается закрепляемый камень) — самая надежная закрепка. Но освещаться в такой оп­раве камень может только сверху, поэтому глухой каст исполь­зуется для закрепки непрозрачных камней.

Корнеровая закрепка. Камень крепится в оправе малень­кими столбиками (корнерами), которые вырубаются из основ­ного металла оправы путем утончения ее стенок — специаль­ным инструментом выбирают часть металла в виде стружки с последующей закаткой верхней ее части в полусферу.

Корнеровая закрепка применяется для крепления неболь­ших камней в открытые оправы корнерового типа и в оправы «каре», фаденовую и тиктовую и обеспечивает надежное удер­жание камня.

Итак, к назначению закрепок предъявляются очень важные требования. Закрепка вместе с оправой должна прочно удер­живать камень, подчеркивать и усиливать его красоту, служить связующим звеном между самим украшением и камнем.

Оправы для закрепления камней в кольцах

В ювелирных изделиях с камнями, особенно в кольцах и серьгах, оправы (каст) вместе с закрепками являются глав­ными элементами. Их декоративно-художественные достоин­ства вместе с камнем определяют ценность всего украшения. Камни, используемые в ювелирных изделиях, определяют их конфигурацию и конструкцию. Названия оправ — одноименные с названиями закрепок.

В индивидуальной мастерской оправы изготавливаются способом штамповки, а также вырезаются или выпиливаются вручную по предварительной разметке.

В одном изделии могут сочетаться комбинации закрепок, что наиболее часто встречается в кольцах с драгоценными камнями: глухая — корнеровая, глухая — крапановая.

Крапановая оправа. Простейшей заготовкой для ее изго­товления является галерейка (см. рис. 91) — гладкая или фа­сонная — из ленты сплава.

 

Для изготовления каста на определенное количество крапанов соответственно форме и разрезу камня, нужно обре­зать часть штампованной галерейки после примерки, причем не вертикально по рисунку крапанов, а наискось — для более качественной последующей пайки, а при необходимости — придания конусности оправе. Затем галерейку формуют (изгибают) по камню и после припасовки ее торцы спаивают и рихтуют на ручном ригеле для кастов или в конусной анке, под­гоняя крапаны по камню.

Если оправу делать вручную, то сначала из металличес­кой ленты (полосы) делают ободок, рихтуют и подгоняют под камень, затем размечают узор и производят ручную выпилов­ку (лобзиком, надфилями различных профилей); после этого оправу переворачивают и к противоположной от крапанов сто­роне, произведя на ней запиловки, припаивают ободок из про­катанной проволоки квадратного сечения, который называет­ся дигель; таким образом, готова крапановая фасонная оправа, в которой очень хорошо видна игра камня.

Глухая оправа — глухой каст и ободковый с параллельны­ми или коническими стенками.

Если нет пресса, то изготавливают глухой каст так: из лен­ты сплава делают ободок, а к нему припаивают днище.

Из пластины сплава вырезают художественные накладные элементы, из прутка желаемого профиля (прямоугольного или полукруглого сечения) изготавливают шинку кольца, а из про­волоки нужного сечения — украшающие элементы в виде ве­ревочки, ромбиков и другого типа. Боковую заготовку (ободок) сразу размечают под рисунок и выпиливают боковые грани, в которых при надобности пропиливают ажур (можно выполнить и после формовки оправы).

В монтаже изделия с глухой оправой особенно ответствен­ной является монтировка каста с шинкой, которая подгоняет­ся по касту и припаивается. Если шинку задумано изготовить из пластинчатых элементов, то сначала их спаивают по боковым стыкам, а затем припасовывают по касту. Если же шинка в ви­де пруткового проката, то она кроме обычного стыкового соеди­нения, может быть раздвоена в зоне соединения с кастом или запилена под конус, иметь другую конфигурацию. Смонтирован­ный каркас отжигают, отбеливают и рихтуют, после чего присту­пают к разделке рисунка и пайке накладных украшающих эле­ментов. После окончания монтажа оправы производят опиловку, шабровку и предварительную шлифовку кольца, затем клеймят изделие и завершают его изготовление: производится довод­ка, закрепка камня и отделка кольца.       ,

Ободковую оправу также легко изготовить вручную: заго­товленную ленту изгибают в ободок и после формовки и под­гонки по камню торцы ее на месте стыка спаивают. Для усиле­ния освещенности камня и красоты кольца в целом в касте вырезают сквозной узорчатый рисунок (можно и до изгиба, непосредственно в ленте). Затем каст правят с целью рихтов­ки контура и для подгонки размера по камню, а также для по­лучения желаемой формы — параллельности, легкой округлен­ности или конусности.

Корнеровую оправу (см. рис. 92) производят открытую и встроенную. При изготовлении первого типа (открытого каста) в качестве исходной заготовки используют толстостенную ко­нусную ободковую оправу; край ободка подгоняют к рундисту камни; от нижней части царги к верхнему ее краю делают рас­ходящиеся в ширину (по конусу) корнеры: их намечают корнайзеном на верхней кромке царги, ее стенки между корнерами под­резают, опиливают и чеканят до получения желаемой формы корнеров; стенки к верху между ними становятся все тоньше и у рундиста камня получаются на­столько вытонченными, что, глядя сверху, видны только сами корнеры вокруг камня — оправа открыта, и камень сверкает и переливается всеми своими гранями и оттенками.

 

Во встроенных оправах каст отсутствует, камень вставля­ется в гнездо толстостенной пластины или прямо в стенки кольца. Гнезда под круглые камни высверливают, а под камни других форм выемки в сплаве обрабатываются штихелями или фрезами в точности по форме и размеру камня, иначе его закрепить невозможно.

Оправе «каре» — камень в пластине сплава. Отверстие в ее верхней части должно соответствовать рундисту камня.

Далее штихелем двумя резами в каждом углу квадратной пластинки вырезается узкий лепесток, расширяющийся от угла квадрата в сторону камня (рис. 93).

 

На лицевых поверхностях квадрата флахштихелем скашивают плоскости ре­зами в направлении от конечностей квадрата к камню. Широ­ким шпицштихелем надрезанный металл поднимают от углов квадрата опять же к центру. При этом необходимо постоянно следить за тем, чтобы корнеры закреплялись последователь­но один за другим, иначе камень может сместиться.

По иной технологии фасонным штихелем от угла к отверстию подрезают стружку и впритык к отверстию ее поднимают, оформляя каждую в виде корна. Пространства между корнера­ми также скашивают и после установки камня корнеры скругляют корнайзеном.

Внешнему контуру придают вид гладко­го ранта.

Основной вид оправы «каре»: вид сверху (рис. 94). Это формовка кор­найзеном подрезанной стружки в удер­живающие камень корны в виде полу- шаровых головок. Вместо четырех – сделать шесть или пять, существенно изменив форму оправы (камень тем же способом закрепляется в пяти или шестиугольной пластинке).

 

Фаденовая оправа. Технология изготовления аналогична оп­раве каре. Но здесь камешки крепятся не в отдельных квадра­тиках, а в полоске сплава, плотно прилегая один к одному, почти соприкасаясь рундистами (см. рис. 95).

 

Перегородки между камнями срезают до высоты опорно­го пояска для камней, вставляют камни и прижимают корнеры крундистам. Наружный кант украшают орнаментом различных рисунков.

Тиктовая оправа представляет собой густо покрытую ка­мешками верхушку кольца (см. рис. 96).

 

Это, собственно, усложнение фаденовой оправы, только камни-располагаются не в полосу, а в несколько рядов; в тиктовке рундисты камней соприкасаются друг с другом вплотную, а из сплава в клиновых промежутках между ними делают закре­почные корнеры.

При изготовлении фаденовой и тиктовой оправ камни ус­танавливаются в пластину, покрытую слоем воска, чтобы заго­дя определить их правильное расположение, нанося маркиро­вочные штрихи по воску штихелем.

Вынув камни, между отпечатками рундистов подрезают стружку и отгибают ее, смещая к центру каждого отверстия. Каждый камень удерживается двумя равномерно прижатыми к нему противоположными корнерами. Камни вставляются и крепятся последовательно один за другим. Создается иллю­зия соприкосновения камней, перемежающихся полушаровыми головками корнеров.

Кармезиновая оправа. Структура: вокруг крупного камня размещен венок мелких камешков. Основу оправы из пласти­ны толщиной в 1,5-2 мм делают слегка выпуклой, несколько скошенной по наружному ранту. После выверенной разметки вырезают отверстие для закрепки центрального (крупного) камня. Сопутствующие камни (окружение основного) крепят­ся таким же методом, как и в только что изложенных, также вплотную располагая друг к другу и к центровому камню. По раз­меру круглой (или другого формата) пластины с отверстиями под камни изготавливают конусную царгу и спаивают обе эти части. Камешки, прилегающие к ободу оправы, также вставля­ются в высверленные отверстия по ободку на конус. Напротив отверстий для камней параллельно в форме дужек опиливают наружную сторону оправы. Ее боковые стенки можно просвер­лить по избранному рисунку. Так на верхнем канте каждого ка­ста образуется крапан, на нижнем выпиливают зубчики. Закреп­ка для центрального камня может быть крапановая, глухая или ободковая, она впаивается в заготовленное отверстие. Ди­гель припаивается под обод кармезиновой оправы.

Серьги

Технология изготовления закрепок и оправ для серег с кам­нями аналогична однотипным операциям при производстве колец. Крепления серег с камнями производят как и для серег без камней — крючки с петелькой, но и специальные (только для серег с камнями) — сложные замки типа «патент».

Описание конструкции замка «патент» и технологии его изготовления. Заготавливают пруток квадратного сече­ния. Подвижную часть замка (застежку) из прутка изгибают по разметке под углом примерно 90о. Изгиб обычно делается в виде сферы. Удлиненный конец застежки расклепывают спо­собом ковки, утончая и формуя в определенный профиль — рас­ширенное утонченное окончание. На противоположном конце застежки прорезают паз глубиной 3-4 мм под крепление со стойкой внизу конструкции.

Стойки — верхнюю и нижнюю — выковывают из кусочков прутка, провальцевав перед этим до 0,2 мм верхнюю и 0,3-0,4 мм нижнюю; затем изгибают и ту и другую в нужной и в то же вре­мя изящной форме, чтобы вместе с застежкой образовалась мин­далевидная конструкция; далее стойки припаивают к касту с тыльной стороны. В нижней (примерно вдвое) более короткой стойке по разметке просверливают отверстие, совмещают с за­стежкой в паз и штифтуют. Верхнюю стойку подгибают так, что­бы она упиралась в подвижную часть замка на несколько мил­лиметров ниже ее верхушки, в которой также после разметки прорезают отверстие, чтобы застежку можно было надеть на предварительно зазубренное окончание верхней стойки — здесь выпиливают выемку-фиксатор, в этой зазубрине пружинящей верхней стойки и замыкается (фиксируется) подвижная застеж­ка. Окончательные операции — по известной технологии.

 

Броши

Броши изготавливают с разнообразными вставками — ювелирными камнями всех видов, а также костью, фарфором, пластмассой.

Основание брошей делается в виде ободка под крупные камни, камею, костяную, фарфоровую или пластмассовую вставки или штампованным с разными отверстиями для мел­ких камней.

Кулоны

Кулоны с камнями — более сложной конфигурации, чем кулоны без вставок. Закрепки и оправы для камней в кулонах изготавливают аналогично креплениям в кольцах, серьгах и брошах с камнями.

 

 

 

Источник: С. В. Ухин «Художественная обработка металлов»

Заготовка, обработка, закрепка камней
Пролистать наверх